2023/2024
Современные проблемы социальной теории
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
НИГ "Практическая философия" предлагает студентам НИС "Современные проблемы социальной теории".НИС разделен на 4 блока.Первый модуль НИС является вводным и отчасти носит методологический характер. Основными задачами этого модуля являются: (1) рассмотрение основных тем и проблемных узлов современной социальной теории; (2) изучение основных теоретических подходов к исследованию Современности, а также теорий общества и культуры, созданных на основе этих подходов; (3) обзор основных институциональных измерений Современности и характерных для них проблем; (4) обсуждение ключевых идей, предложенных ведущими социальными теоретиками и мыслителями конца XX — начала XXI вв. для осмысления и решения политических, социально-экономических и культурных проблем Современности; (5) обсуждение основных подходов к исследованию социальных трансформаций в новой исторической социологии и проблемы релевантности использования понятийных, методологических и теоретических средств современной исторической социологии для изучения проблем и противоречий исторического развития русского, советского и российского модерна. Во второй части Научно-исследовательского семинара речь пойдет о социологических и социально-философских подходах к осмыслению процессов модернизации, социальных изменений, научного прогресса и экономического роста. В центре внимания расположится теория Хартмута Розы, современного немецкого социолога и философа, предложившего оригинальную концепцию социального ускорения, а в настоящее время разрабатывающего философскую концепцию резонанса, ориентированную на решение ряда проблем, обозначенных в теории социального ускорения. Подход Розы интересен ещё и тем, что, будучи укорененным в теоретической социологии, он с самого начала все больше развивал свой подход в направлении философии, что позволяет изучить данный кейс в качестве симптома, свойственного современным социальным мыслителям. В начале курса мы разберем основные положения теории Розы, на которые будем опираться в дальнейшей работе с другими авторами и концепциями. Основная часть курса будет состоять из обсуждения отдельных текстов, представленных в форме докладов. Мы рассмотрим феномен социального ускорения в различных аспектах, прибегнув к идеям таких авторов как Генри Адамс, Георг Зиммель, Джон Дьюи, Герман Люббе, Поль Вирильо и др. Целью освоения 3 модуля НИС будет проблематизация философских оснований дискуссий о политике памяти, активно разворачивающихся в современной социальной теории и гуманитарных исследованиях в целом. Поскольку важным недостатком как российских, так и западных memory studies представляется отсутствие четкости их категориального аппарата и зависимость ключевых понятий (режимы памяти, ностальгия, травма, аффект и др.) от методологических подходов исследователей (Я. Ассмана, П. Рикера, Ф. Джеймисона, С. Бойм, Д. Александера, Ш. Фелман, Д. Лакапра, Л. Смит и др.), именно история этих понятий будет рассмотрена в рамках первой части модуля. Далее будет проведен компаративный анализ практик коммеморации в публичной сфере России и других стран (Европы, Азии и Америки). Наконец, третий блок модуля будет посвящен переплетению дискуссий в memory studies с полемикой о темпоральности, презентистском режиме историчности и смещении границ между прошлым, настоящим и будущим, развернувшейся вокруг работ Ф. Артога и Р. Козеллека и других современных теоретиков истории.В рамках этой части НИСа мы обратимся к тому спектру социальных теорий, которые ставят вопрос о возможности или невозможности сформулировать такую теорию общества, которая включала бы в число социальных агентов не только людей. Нам они будут интересны в той части, которая предполагает переосмысление представлений о человеке. Многие современные авторы обращаются к этой теме. Джудит Батлер писала об этом в своих работах, посвященных осмыслению гендерного порядка и производству человеческой телесности, влиянию социальных факторов на процессы производства телесности и связи вроде бы неизменного, природного тела и меняющихся социальных явлений. Важный вопрос, который она поднимает, можно сформулировать так: является ли человеческая биология только основой, до-языковой данностью, на которую накладываются социальные и политические смыслы и интерпретации, или человек как психо-био-социальное представляет собой нечто более сложное? Эта же тема, хотя и немного в другом ключе, поднимается в работах теоретиков постгуманизма и трансгуманизма, а также в трудах философов и социальных теоретиков, пишущих о нарративной идентичности (Поль Рикер) и дискурсивной идентичности (Шанталь Муфф и Эрнесто Лаклау).Бруно Латур писал о возможности создания такого социального и политического пространства, где люди и нелюди могут взаимодействовать в продуктивном для себя ключе. В частности, это предполагает конструирование такого языка, словаря, где возможны термины, объединяющие и тех, и других. Человек может переосмыслить собственное место в этом мире, потенциально включающем и других агентов.Таким образом, с проблемой производства и воспроизводства субъекта связана и проблема связи языка и мышления, а также вопрос о социальной и политической функции языка, который поднимался в работах таких авторов как Джон Серл, Джордж Лакофф, Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф, к работам которых мы также обратимся в рамках этой части НИСа.