• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Большие идеи в политике: актуальность несовременного

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студенты знакомятся с основными традициями европейской и отечественной политической философии, а также с содержательной соположенностью концептов сакрального и политического. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные теоретические подходы и концепции (школы), а также идеи ведущих мыслителей европейского культурного ареала вплоть до конца XIX в.; уметь ориентироваться в проблематике европейской политической философии, различать этапы ее становления;у меть опознавать и анализировать превращенные формы сакрального в политическом и политического в сакральном; иметь первичные навыки прикладного политического анализа проблем, возникающих на пересечении политики и религии; иметь навыки самостоятельного критического освоения современных направлений политической философии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными теоретическими подходами к анализу сакрального и содержательной соположенностью концептов сакрального и политического
  • ознакомление студентов с обстоятельствами сакрального происхождения основных компонентов западной политической традиции
  • формирование у студентов представлений о современных политических импликаций крупнейших мировых конфессий
  • формирование у студентов структурированного представления об основных направлениях развития политической мысли европейского культурного ареала в период с V в. до н.э. до конца XIX в.
  • развитие навыков политико-философского мышления, базирующегося на опыте изучения различных политико-философских мыслительных стилей, представленных в курсе;
  • выработка способности прослеживать идейные связи современных политико-философских концепций с основными традициями европейской и отечественной политической философии и на этой основе осуществлять прикладной политический анализ;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • знать основные теоретические подходы и концепции (школы), а также идеи ведущих мыслителей европейского культурного ареала вплоть до конца XIX в.; • уметь ориентироваться в проблематике европейской политической философии, различать этапы ее становления;
  • • уметь опознавать и анализировать превращенные формы сакрального в политическом и политического в сакральном; • иметь первичные навыки прикладного политического анализа проблем, возникающих на пересечении политики и религии; • иметь навыки самостоятельного критического освоения современных направлений политической философии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в курс «Большие идеи в политике: актуальность несовременного»
  • Введение в политическую философию Античности: Платон и Аристотель
  • Тема 3. Политико-философская традиция республиканизма в эпоху Возрождения и Новое время
  • Тема 4. Истоки либерализма в эпоху Просвещения и Новое время
  • Тема 5. Классический консерватизм конца XVIII - начала XIX вв.
  • Тема 6. Русская политическая мысль XIX в.
  • Тема 7. «Все государства – концлагеря»: анархизм и его вариации
  • Тема 8. «Из царства необходимости в царство свободы»: социальная философия марксизма
  • Тема 9. «Русский коммунизм»: загадочные истоки и смысл
  • Сакральное и политическое: соотношение понятий.
  • Тема 8. Автономизация политического, или Происхождение западных политических форм и представлений
  • Тема 9. Секуляризация. Гражданская религия
  • Тема 10. «Плод любви несчастной»: политические религии как гибрид религии и идеологии. Политизация религии и религиизация политики. Политическая теология
  • Тема 11. Неравный брак, или специфика государственно-конфессиональных отношений на Востоке. Православие и политика
  • Тема 12. Эмпирические проекции соприкосновения религиозного и политического за рубежом и в России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    Оценка работы студентов на семинарах (ОСемнары) формируется по шкале от 0 до 1 и выставляет в рабочую ведомость. При формировании оценки за каждое занятие учитывается участие в обсуждении дискуссий по проблемам, рассматриваемым на семинарских занятиях, и аргументированное выражение авторской позиции. По результатам каждого занятия активность студентов оценивается по следующим критериям: комплексность, системность и содержательная точность комментария/ответа при обсуждении; теоретическое и/или практическое обоснование комментария/ответа при обсуждении; полноценность и качество выполнения практических заданий. Оценивание активности на занятиях: 1 балл — студент был максимально активен на занятии/полноценное выполнение практического занятия; 0.5 балла — средняя активность, студент несколько раз включался в работу (участие в дискуссии, обсуждении)/частичное выполнение практического задания; 0 баллов — не отвечал. По итогам всех занятий баллы за содержательные ответы суммируются и делятся на количество занятий, таким образом формируется среднеарифметическое значение. Среднеарифметическое значение активности студента на занятии умножается на коэффициент «10», таким образом формируется итоговая оценка за работу на семинарах: О_семинар=((О_з1+ … + О_зN ))/N *10 где: N — кол-во занятий, состоявшихся в модуле Примеры заданий: Готовясь к семинарским занятиям, студенты читают фрагменты политикофилософских текстов. В рамках семинаров обсуждение каждого из текстов строится вокруг следующего перечня вопросов: (1) При каких обстоятельствах появился этот текст? (биография автора и исторический контекст) (2) На какие вопросы ищет ответы автор? (3) Какие ответы предлагает автор? Какие аргументы приводит? (4) В чем состоит актуальность этих идей сегодня? (с примерами)
  • неблокирующий Проверочная работа 1
    Проверочные работы (OТест 1/2) проводится в форме теста, включающего 5–10 вопросов. Каждому вопросу присваивается определенный балл. Оценка за работу выставляется по десятибалльной шкале. Примеры заданий: • Что имеет в виду Аристотель, говоря, что государство «по природе предшествует каждому человеку»? • Какой мыслитель впервые проанализировал механизмы удержания политической власти, поставив политику вне морали? • Вставьте пропущенное слово в цитате из Платона: «Пока в государствах не будут царствовать _______________, государствам не избавиться от зол».
  • неблокирующий Проверочная работа 2
  • неблокирующий Итоговое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Проверочная работа 1 + 0.3 * Итоговое эссе + 0.2 * Проверочная работа 2 + 0.3 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Aristotle. (2021). Politics. Otbebookpublishing.
  • Hobbes, T. (2009). Leviathan : The Matter, Forme & Power of a Common-wealth Ecclesiastical and Civill. The Floating Press.
  • Kant, I., & Wood, A. W. (2018). Groundwork for the Metaphysics of Morals : With an Updated Translation, Introduction, and Notes. Yale University Press.
  • Locke, J., & Shapiro, I. (2003). Two Treatises of Government : And a Letter Concerning Toleration. Yale University Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • John Greville Agard Pocock. (2016). The Machiavellian Moment : Florentine Political Thought and the Atlantic Republican Tradition. Princeton University Press.
  • Kalyvas, A., & Katznelson, I. (2008). Liberal Beginnings : Making a Republic for the Moderns. Cambridge University Press.
  • Rahe, P. A. (2004). EMPIRES Ancient and Modern. Wilson Quarterly, 28(3), 68–84.
  • Samuel Fleischacker. (2004). On Adam Smith’s Wealth of Nations : A Philosophical Companion. Princeton University Press.
  • Skinner, Q. (2012). Liberty Before Liberalism. Cambridge University Press.

Авторы

  • Карпич Юлия Владимировна
  • Локшин Илья Михайлович