• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Социология литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по выбору предлагает обзор ключевых направлений социологических исследований литературы XX-XXI веков, включая такие проблемы как «литература как институт», «автор, авторство и авторское право в новое время», «литературный канон», «читатель и читательские сообщества», «фанфикшн и современные формы существования сетевой словесности», «идеология различных литературных жанров» и др. Слушатели познакомятся с работами таких классиков социологии литературы, как П. Медведев, П. Бурдье, Х.Р. Яусс, Р. Шартье, Д. Гиллори, Ф. Моретти, Ф. Джеймисон, Р., Дарнтон, М. Маклюэн, Б. Дубин и др. Курс предлагает студентам набор подходов и теоретических инструментов, которые они смогут применять для анализа любых иных литературных и кинотекстов. В этом смысле курс будет полезен слушателям с самыми широкими интересами от истории литературы до современного ис- кусства. Текущий контроль включает аудиторную работу на семинарах и эссе. Курс оканчивается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Познакомить студентов с основными подходами к изучению взаимосвязи литературы и социальной реальности;
  • • дать представление о литературе как социальном институте,
  • • познакомить с социологическими подходами к изучению чтения, социологическим пониманием категорий классики, массовой литературы, литературного канона.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными подходами социологического изучения литературы.
  • Владеет пониманием категорий вкуса и попыток его социологического изучения
  • Владеет пониманием становления социального института.
  • Знает о проблеме авторских прав в интернете.
  • Знает о процессе «рождения» писателя, его взаимоотношениях с властью, институтами патронажа и т.д.
  • Знает особенности институализации литературы.
  • Имеет комплексное представление о культурных различиях читательских групп.
  • Имеет представление о соотношении бумажной и сетевой литературы.
  • Имеет представление о социологии литературы.
  • Имеет представление об изменении объема понятия литература с течением времени и ее социальных функций
  • Ориентируется в концепции поля литературы П. Бурдье.
  • Ориентируется в проблемах массовой литературы в эпоху постмодернизма, стратегиях современных писателей, литературной критике и литературных премиях.
  • Ориентируется в профессионализации писательского труда.
  • Ориентируется в социологии литературных форм, революционном авангарде.
  • Понимает взаимосвязь в отношениях автора, издателя, книжного рынка, критика и читателя.
  • Понимает предмет, методы и специфику социологического изучения литературы.
  • Понимает принципы формирования авторского права и книжного рынка.
  • Понимает проблему взаимосвязи литературы и социальных процессов
  • Понимает современное состояние книгоиздания и книжного рынка.
  • Имеет представления об основных понятиях и проблемах истории чтения
  • Понимает взаимосвязь эволюции технологических процессов книгоиздания, культуры чтения и становления литературных институтов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социология литературы. Специфика социологического изучения литературы. Марксистская и неомарксистская социология. Проблема взаимосвязи литературы и социальных процессов
  • Тема 2. Изменение объема понятия литературы и ее социальных функций. «Рождение» писателя, его взаимоотношения с властью, институты патронажа, меценатства, роль Академии и салонов в самоопределении писателя. Профессионализация писательского труда. Формирование авторского права и книжного рынка.
  • Тема 3. История и социология чтения. Соотношение устной и письменной культуры. Эволюция форм носителей информации, история книгопечатания. Книга как носитель информации и материальный объект. История библиотек и библиографии.
  • Тема 4. «Классика» и современность.
  • Тема 5. Массовая литература. Проблема массовой литературы. Рынок и литература. Появление массовой литературы и массового читателя в XIX веке. Функции массовой литературы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, умение ответить на поставленный вопрос к тексту. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-ти балльной шкале. Домашнее задание (эссе) представляет собой письменную работу объемом 6000-7000 знаков, посвященную возможности применения теорий, рассмотренных на занятиях на конкретном историко-литературном материале, так или иначе близком конкретному студенту (по теме курсовой работы и пр.). Оценка за домашнее задание выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание (эссе) представляет собой письменную работу объемом 6000-7000 знаков, посвященную возможности применения теорий, рассмотренных на занятиях на конкретном историко-литературном материале, так или иначе близком конкретному студенту (по теме курсовой работы и пр.). Оценка за домашнее задание выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение, посвященное возможности применения теорий, рассмотренных на занятиях на конкретном историко-литературном материале, так или иначе близком конкретному студенту (по теме курсовой работы и пр.). Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Оценка за презентацию выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устном виде, в форме беседы по курсу. На ответ дается не более 15 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Промежуточная аттестация (2023/2024 учебный год 2-3 модуль): Формула оценивания: Работа на семинаре: Активность * 0.400 + Домашнее задание: Домашнее задание * 0.200 + Экзамен: Устный опрос * 0.400 Работа на семинаре: Активность * 0.300 (0,15+0,15) + Презентация * 0.400 (0,2+0,2)+ Экзамен: Устный опрос * 0.300
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chartier, R. (1995). Forms and Meanings : Texts, Performances, and Audiences From Codex to Computer. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=17200
  • Darnton, R. (2009). The Case for Books : Past, Present, Future. New York, NY: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591638

Авторы

  • Калугин Дмитрий Яковлевич
  • Козлов Дмитрий Сергеевич.