• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Управленческие практики в сфере высшего образования

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает изучение студентами подходов к стратегическому развитию образовательных организаций высшего образования в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере высшего образования. Студенты изучат основные элементы системы государственного управления сферой высшего образования, получат опыт проектной работы по разработке программы развития образовательной организации высшего образования. Для этого им придется представить себя на позиции руководителя вуза и следовать заданным приоритетам государственной политики и общим трендам развития системы высшего образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - Изучение основных элементов системы государственного управления сферой высшего образования - Изучение подходов к стратегическому развитию университетов в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере высшего образования - Освоение принципов выбора управленческих практик и решений, востребованных при управлении университетами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ВЫделить 5 наиболее существенных изменений в политике развития высшего образования в РФ за последние 10 лет, уметь обоснованно отстоять свою позицию.
  • Знать модель жизненного цикла организаций, уметь применять ее для анализа положения конкретной образовательной организации.
  • Знать основные предпосылки и эффекты от трансформации систем высшего образования
  • Знать основные типы организационных моделей университетов, преимущества и недостатки практик слияний и поглащений университетов
  • Знать основные тренды, определяющие развитие образовательных организации
  • Понимать влияние контекстных региональных факторов на развитие образовательных организаций на определенных территориях
  • Понимать основания дифференциации в высшем образовании, знать основные признанные типы университетов в исторической ретроспективе.
  • Понимать систему стратегических документов, регулирующих развитие образования в РФ.
  • Понимать структуру и масштаб системы образования, объекты и субъекты управления
  • Студент должен подготовиться отстаивать позицию по заданной теме (с опорой на эмпирические данные, аналитические выкладки и т.д.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Система образования как объект управления. Роль высшего образования в развитии общества
  • Контексты развития университетов и систем высшего образования
  • Основные направления изменений политики развития высшего образования в России
  • Принципы управленческого воздействия в системе образования. Система стратегических документов в сфере образования
  • Стратегическое развитие региональных систем высшего образования в условиях высокой дифференциации
  • Дифференциация образовательных организаций высшего образования
  • Стратегическое развитие университетов: целевая модель, потенциал, вызовы, жизненный цикл организаций.
  • Управленческие практики в деятельности образовательных организаций. Стратегия развития университетов в условиях реорганизации
  • Диспуты
  • Тенденции развития высшего образования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экспертное заключение (эссе) на предложенный документ стратегического развития
  • неблокирующий активность на занятиях
    активность на занятиях (онлайн и оффлайн)
  • неблокирующий Защита проекта
    Защиты проектов (возможно онлайн и оффлайн)
  • неблокирующий Подготовка проекта (ТЗ на стратегию развития)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Защита проекта + 0.3 * Подготовка проекта (ТЗ на стратегию развития) + 0.2 * Экспертное заключение (эссе) на предложенный документ стратегического развития + 0.3 * активность на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • LESHUKOV OLEG VALERIEVICH, PLATONOVA DARIA PAVLOVNA, & SEMYONOV DMITRY SERGEEVICH. (2016). The Efficiency of Regional Higher Education Systems and Competition in Russia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2F384ED2
  • The higher education system : academic ogranization in cross-national perspective, Clark, B. R., 1983
  • Вопросы образования : ежеквартальный научно - образовательный журнал. N.3, , 2013
  • Вопросы образования : ежеквартальный научно - образовательный журнал. N.4, , 2013
  • Константинов, Г., & Филонович, С. (2007). Что Такое Предпринимательский Университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E530E95C
  • Университетское управление: практика и анализ. N.4-5, , 2014
  • Университетское управление: практика и анализ. N.5, , 2011
  • Университетское управление: практика и анализ. N.6, , 2010
  • Управление проектами : фундаментальный курс: учебник для вузов, Ильина, О. Н., 2013
  • Хроники образовательной политики: 1991-2011, Старцев, Б. Ю., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Университетское управление: практика и анализ. N.1, , 2004
  • Университетское управление: практика и анализ. N.2, , 2009

Авторы

  • Лешуков Олег Валерьевич