2023/2024
Качественный анализ социологических данных
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Качественный анализ социологических данных» направлена на выработку навыков анализа качественных данных. В ходе освоения дисциплины студенты знакомятся с основными задачами и целями качественного анализа социологических данных, способами их достижения через освоение основных методов анализа (тематический, нарративный, дискурс анализ), а также принципами создания теоретических концепций по результатам качественного анализа данных (анализ фреймов и сценарный подход). В ходе курса студентам предлагается большое количество разнообразных практических заданий, направленных как на отработку полученных знаний и умений в области анализа данных, так и на методологическое обоснование выбранных инструментов исследования, а также разработку дизайна исследования, реализованного с помощью выбранной методологии.
Цель освоения дисциплины
- Выработка навыков анализа качественных данных, включая: выбор аналитического инструмента, релевантного целям исследования, знание основных принципов и процедур его использования, умение адаптировать инструмент к специфике поля и получаемых материалов, способность создавать теоретические обобщения на основе анализа материалов
- Знакомство с основными аналитическими техниками качественной социологии (тематический анализ, нарративный анализ, конверсационный анализ, дискурс-анализ, анализ фреймов) и их апробация в ходе семинарских занятий и домашних заданий. Апробация подразумевает применение рассматриваемых аналитических инструментов фрагментам интервью и публичным текстам для создания теоретических обобщений.
Планируемые результаты обучения
- Выявляют коды при анализе качественных данных и объединяют их в «темы» во фрагменте интервью.
- Анализируют фрагменты интервью с применением триады Пирса.
- Выявляют в тексте интервью строки/секвенции/сюжеты.
- Оперируют понятиями "биографическая работа", "нарративное я", "конструирование прошлого".
- Применяют структурный подход Лабова для анализа нарративов.
- Применяют секвенциальный подход для анализа нарративов.
- Используют концепции структура разговора, социальное взаимодействие, контекст.
- Различают единицы разговора по Саксу, Щеглоффу, Джефферсону.
- Используют интент-анализ при изучении фрагментов разговоров.
- Создают дизайн исследования, включающего в себя конверсационный анализ данных.
- Используют концепции борьба дискурсов, дискурс как социальная практика, интертекстуальность, диспозитивы.
- Различают теории дискурсов Э. Лакло и Ш. Муфф, критический дискурс-анализ Н. Фэркло, SKAD Р. Келлера.
- Выделяют узловые точки текста, определяют отношения между ними, определяют агента высказывания.
- Анализируют специфику наполнения высказывания и способы производства значений в дискурсах: транзитивность, номинализация, партикуляция, функционализация.
- Анализируют социальную реальность с помощью определения существующих дискурсов.
- Оперируют понятиями практики, фреймы, репертуарные позиции и сценические действия, идеалтипические сценарии.
- Обосновывают авторскую позицию исследователя и возможные ограничения, связанные с ней.
- Выделяют репертуарные позиции и сценические действия на материалах качественных данных.
- Выделяют, описывают и дают наименования сценариям, обнаруженным на материалах качественных данных.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Тематический анализ качественных данных
- Тема 2. Нарративный анализ
- Тема 3. Конверсационный анализ
- Тема 4. Дискурс-анализ
- Тема 5. Анализ фреймов
Элементы контроля
- Домашнее заданиеДомашние задания проводятся 4 раза за модуль. Первое задание связано с подготовкой драфта методологической главы курсовой работы (описание выборки, метода сбора и анализа данных, авторской позиции в отношении используемого материала). Оценка по 5-балльной шкале. Второе задание связано с анализом фрагмента собственного интервью методами нарративного анализа. Оценка по 5-балльной шкале. Третье задание связано с написанием двух дизайнов исследования с использованием разных подходов в дискурс-анализу (подход Фэркло, подход Лакло и Муфф). Оценка по 5-балльной шкале. Четвертое задание связано с анализом фрагмента собственного интервью с помощью нелюбимого метода качественного анализа данных (из изученных). Оценка по 5-балльной шкале.
- Посещение семинарских занятийЗа присутствие на занятиях студенты получают 1 балл, за качественное выполнение практических заданий – 1 балл. В сумме за одно семинарское занятие студенты могут получить до 2х баллов
- Тестирование по прочитанному материалуТест проводится во время занятия на личных устройствах студентов. Тест состоит из 10 вопросов. В каждом вопросе, кроме вопроса с множественным выбором (вопрос №8) предложен только один правильный ответ. За каждый правильный ответ теста вы получаете 1 балл. Максимальное количество баллов за тест - 10 баллов. В итоговой формуле полученная оценка умножается на коэффициент 0,1. Время выполнения теста - 15 минут.
- Итоговое заданиеВо время итогового задания студенты с помощью жеребьевки получают фрагмент текста и случайны метод анализа из числа изученных. Студенты анализируют доставшийся им фрагмент текста и подготавливают аналитическую записку по результатам работы. После выполнения самостоятельной работы студенты презентуют получившийся результат в классе. Продолжительность выполнения письменной работы - 1,5 часа.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.5 * Домашнее задание + 0.2 * Итоговое задание + 0.2 * Посещение семинарских занятий + 0.1 * Тестирование по прочитанному материалу
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Auerbach, C. F., & Silverstein, L. B. (2003). Qualitative Data : An Introduction to Coding and Analysis. NYU Press.
- Flick, U., Scott, W., & Metzler, K. (2014). The SAGE Handbook of Qualitative Data Analysis. London, [England]: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=799015
- Hühn, P. (2009). Handbook of Narratology. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293649
- Liddicoat, A. (2007). An Introduction to Conversation Analysis. London: Continuum International Publishing Group. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=290908
- Schmid, W. (2010). Narratology : An Introduction. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=390996
- Tara E. Tarpey. (2015). Book Review of Video in Qualitative Research: Analysing Social Interaction in Everyday Life. Working Papers in Applied Linguistics and TESOL, (2), 50. https://doi.org/10.7916/D86Q281N/download
- YERLIKAYA, T. (2019). Critical Discourse Analaysis and Social Media: New Apporoaches in Critical Discourse Analysis Studies. Igdir University Journal of Social Sciences, 18, 193–209.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bal, M. (2017). Narratology : Introduction to the Theory of Narrative (Vol. Fourth edition). Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1590574
- Charteris-Black, J. (2014). Analysing Political Speeches : Rhetoric, Discourse and Metaphor. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1453945
- Lerner, Gene H. (ed.). Conversation Analysis: Studies from the First Generation. Amsterdam: John Benjamins, 2004.
- Robin M. Boylorn, & Mark P. Orbe. (2014). Critical Autoethnography : Intersecting Cultural Identities in Everyday Life. Routledge.