• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

География пандемий

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В 2020 г. население мира столкнулось с пандемией новой короновирусной инфекции Covid-19, которая не только изменила привычный образ жизни людей, обострила существующие социальные и экономические проблемы, но и показала, насколько далеко общество от полного контроля над инфекционными болезнями. Согласно оценкам World Mortality Dataset, около трех миллионов избыточный смертей, прямо или косвенно связанных с Covid-19, произошло в 117 странах мира в 2020 году. Человечество не впервые столкнулось с подобным вызовом, и, вероятно, это его не последнее противостояние с разного рода инфекционными агентами. Помогают ли уроки прошлого в борьбе с эпидемиями? Были ли недавние вспышки других коронавирусных инфекций – атипичной пневмонии (SARS) и ближневосточного респираторного симптома (MERS) предвестниками возникновения нового вируса? Цель данного курса – использование экологических и географических концепций для расширения знаний о происхождении и развитии эпидемий, в том числе, их замедлении и ликвидации. Мы проанализируем пандемию Covid-19 во времени и пространстве. Обсудим основные драйверы, способствующие распространению вируса, эффективность тех или иных мер сдерживания эпидемии и возникшие демографические последствия. В рамках курса будут рассмотрены различные аспекты других известных инфекционных болезней в контексте их географии, взаимосвязи с окружающей средой, влияния на развитие общества. Среди основных тем – чума и оспа, от истории «расцвета» до контроля и полной ликвидации; роль холеры в зарождении современной эпидемиологии; «испанка», свиной и птичий грипп в парадигме «One Health» – болезней, общих для животных и человека, а также эбола и другие смертельно опасные заболевания, пришедшие из мира животных; «медленные пандемии» на примере ВИЧ-инфекции и туберкулеза; климатозависимые болезни и угрозы, связанные с глобальными изменениями, или может ли малярия вернутся в умеренные широты? Курс предполагает знакомство с основными терминами и понятиями в эпидемиологии, современными методами оценки распространения эпидемий и борьбы с инфекциями. Он носит междисциплинарный характер и рассчитан на всех, кто интересуется естественными науками и новыми концепциями. Лекционная часть курса дополнена семинарскими занятиями, в ходе которых предполагается работа с англоязычными статьями и информационными ресурсами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение фундаментальных знаний о различных инфекционных агентах, путях передачи инфекций и распространении болезней в окружающей среде
  • формирование представления об основных факторах, влияющих на географию эпидемий, и возможных демографических и социальных последствий в обществе
  • ознакомление с основными методами современной эпидемиологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет основами эпидемиологических исследований инфекционных заболеваний; знает основные этапы развития эпидемий и пандемий от средневековья до начала XX века
  • анализирует влияние различных факторов на географию эпидемий и пандемий; оценивает возможные социальные и экономические последствия возникновения эпидемий и пандемий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы эпидемиологии инфекционных заболеваний и пандемии в историческом прошлом
  • География современных пандемий, факторы распространения и социально-экономические последствия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Задание
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.3 * Активность на семинаре + 0.2 * Задание + 0.1 * Тест + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carr, S., Pless-Mulloli, T., & Unwin, N. (2007). An Introduction to Public Health and Epidemiology (Vol. 2nd ed). Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=234613

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bonita, R., Kjellström, T., Beaglehole, R., & World Health Organization. (2006). Basic Epidemiology (Vol. 2nd ed). Geneva: WHO. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=227212

Авторы

  • Миронова Варвара Андреевна