2023/2024
Мотивация и поведение в информационных системах
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент информатики
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Вознесенская Анна Александровна,
Ерицян Ксения Юрьевна,
Масленникова Анастасия Игоревна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Информационные системы и сервисы вплетаются в повседневность пользователей, изменяя их поведение и создавая новые привычки. Однако продукты помогают не всегда, и людям приходится бороться с изменением своей повседневности — например, чтобы выучить язык или меньше прокрастинировать. В результате освоения дисциплины слушатели научатся выявлять такие потребности и создавать решения для них. В рамках курса студенты разберутся в поведенческих основах человеческой деятельности, и научатся применять эти знания в UX проектировании, а также познакомятся с основными подходами в изменении поведения и попробуют спроектировать собственный продукт. Освещаются эмпирические исследования и теории поведения в рамках социальных наук, в том числе модели формирования и изменения поведения на индивидуальном и групповом уровне. Отдельное внимание уделяется механизмам формирования убеждений, моделированию процессов распространения информации.
Цель освоения дисциплины
- изучить поведенческие основы человеческой деятельности
- познакомиться с основными подходами в изменении поведения
- научиться применять подходы изменения поведения в UX проектировании
Планируемые результаты обучения
- Идентифицируют социально-групповые феномены, возникающие при онлайн-взаимодействии
- Корректно используют модели социального влияния и убеждающей коммуникации в UX проектировании
- Корректно используют принципы психологических моделей поведения на индивидуальном уровне для описания поведения пользователей и его модификации
- Корректно подбирают функциональности и механики для формирования и поддержания поведения в проектируемом сервисе с учетом особенностей выбранной тематики сервиса, предполагаемой целевой аудитории, существующих аналогов на рынке
- Проектируют продукт, направленный на формирование и изменение поведения
Содержание учебной дисциплины
- Теории и модели поведения на индивидуальном уровне
- Убеждающая коммуникация и модели социального влияния
- Теории и поведенческие феномены на социально-групповом уровне
- Применение теорий и моделей поведения
- Инструменты изменения и поддержания поведения
Элементы контроля
- ТестТест проводится в письменном виде (в электронной форме) и может содержать от 20 до 40 вопросов, основанных на материале лекционных и семинарских занятий. Оценка за тест формируется на основе доли правильных ответов от всех предусмотренных тестом ответов.
- Аудиторная работаОценивается участие в групповых обсуждениях на семинарах и выполнение заданий к семинару
- ПроектПо результатам семинаров создается проект: концепт редизайна одного из существующих сервисов, помогающих в формировании и поддержании поведения. Концепт создается с опорой на набор инструментов и подходов к созданию сервисов, рассмотренных на семинарах, и теориях и моделях поведения, изученных в рамках лекций.
- Аналитический разбор научной статьиСтудентам предлагается выбор из 5-7 научных статей, описывающих исследования поведения связанного с использованием информационных технологий. На примере одной статьи студент должен письменно ответить на несколько проблематизирующих воспросов. При ответе на вопросы студент должен использовать как как научные концепции и феномены, в том числе используемые в этом курсе, так и примеры из реальной жизни. Эссе отправляется преподавателю на электронную почту.
- Защита проектаЗащита проекта осуществляется в виде видеопрезентации проекта на 5-7 минут. В записи презентации участвуют все члены проектной команды.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.1 * Аналитический разбор научной статьи + 0.3 * Аудиторная работа + 0.1 * Защита проекта + 0.3 * Проект + 0.2 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hewett, R., Shantz, A., & Mundy, J. (2019). Information, beliefs, and motivation: The antecedents to human resource attributions. https://doi.org/10.1002/job.2353
- West Robert, van Stralen Maartje M, & Michie Susan. (2011). The behaviour change wheel: A new method for characterising and designing behaviour change interventions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.129BB89
Рекомендуемая дополнительная литература
- Marisa E. Hilliard, P., Kristin A. Riekert, P., Judith K. Ockene, P. Me. M., & Lori Pbert, P. . (2018). The Handbook of Health Behavior Change, Fifth Edition: Vol. Fifth edition. Springer Publishing Company.
- Martin S. Hagger, & Mike Weed. (2019). DEBATE: Do interventions based on behavioral theory work in the real world? International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, (1), 1. https://doi.org/10.1186/s12966-019-0795-4