2023/2024
Микроэкономика (продвинутый уровень)
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент теоретической экономики
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
108
Программа дисциплины
Аннотация
Курс рассматривает принятие экономических решений домашними хозяйствами и фирмами, а также формы взаимодействия этих агентов при определении объемов выпуска и цен товаров и факторов производства. Курс включает методы и инструменты продвинутого уровня, в т.ч. коллективный выбор, динамические и стохастические модели.
Цель освоения дисциплины
- Овладение студентами экономическими принципами, необходимыми для анализа различных экономических проблем.
Планируемые результаты обучения
- Называет ключевые концепции теории игр и применяет их для анализа стратегического взаимодействия, находит равновесие в моделях олигополии, анализирует его эффективность, проводит анализ сравнительной статики и объясняет полученные результаты
- Находит спрос на факторы производства/предложение готовой продукции, издержки фирмы, объясняет связь между свойствами полученных функций и свойствами технологий
- Находит спрос потребителя и проводит анализ сравнительной статики, объясняет наблюдаемый выбор потребителя
- Разрабатывает процедуры коллективного принятия решений с учетом их манипулируемости, стабильности относительно внешних и внутренних шоков и др.
- Строит динамические модели с использованием различных принципов прогнозирования, анализирует существование в них различных форм равновесия, их устойчивость, сходимость и Парето-оптимальность
- Строит и исследует модели общего равновесия, в том числе статические, динамические и стохастические динамические. Анализирует свойства равновесия в этих моделях и закономерности динамики общего равновесия.
- Строит модель многопериодного выбора потребителя, находит равновесие в двухпериодной модели, анализирует сравнительную статику и интерпретирует полученные результаты
- Строит модель многопериодного выбора фирмы, находит равновесие в двухпериодной модели, анализирует сравнительную статику и интерпретирует полученные результаты
- Строит модель монополии/монопсонии (в том числе для монополиста, действующего на нескольких рынках), находит равновесие и анализирует возможную рыночную динамику
- Строит модель монополии/монопсонии (в том числе для монополиста, действующего на нескольких рынках), находит равновесие, анализирует его эффективность, предлагает и сравнивает методы государственного регулирования
- Строит модель частичного равновесия, находит равновесие и интерпретирует полученные результаты
- Формализует задачу и строит модель выбора в условиях риска и/или неопределенности, находит выбор агента и проводит анализ сравнительной статики, интерпретирует полученные результаты
- Формализует задачу, анализирует равновесие и оценивает его Парето-оптимальность в задачах коллективного выбора
Содержание учебной дисциплины
- Теория фирмы
- Теория домохозяйства
- Теория выбора в условиях неопределенности
- Теория коллективного выбора
- Рыночные структуры
- Стратегические взаимодействия
- Общее равновесие
Элементы контроля
- Семинарская работаСеминарская работа построена и оценивается дистанционно или очно в зависимости от формата обучения. Оцениваться может выполнение домашних заданий к семинару, на семинаре или после семинара, участие в обсуждениях на вебинаре (устное, в чате или на используемой платформе коллективной работы). Информация о формате оценки доводится семинаристом до студентов на первом семинаре и дублируется в виде письменной инструкции.
- Самостоятельная работа (домашнее задание)Самостоятельная работа представляет собой анализ задачи фирмы (на выбор студента в соответствии со специализацией). Студенту необходимо изучить публичную отчетность компании и описать ее логику поведения на рынке (одном из рынков, если это крупная интегрированная компания). Требуется подобрать функции, адекватные фактическим данным, и идентифицировать их.
- Финальный экзаменПисьменная часть экзамена включает в себя решение индивидуального варианта. В каждом варианте на выбор предлагаются 3 базовые задачи (суммарно до 80%) и 3 продвинутые (суммарно до 100%). Студент имеет право решить любую комбинацию из трех задач. Устная часть экзамена представляет собой собеседование по работе. Вопросы могут задаваться по логике решения задач и связанной с ними теории. По итогам собеседования оценка может быть как повышена (уточнена, переучтены вычислительные ошибки, понижен штраф за неверное выполнение шагов и т.д.), так и понижена. Задачи, которые студентом не решались, не обсуждаются. Преподаватель может освободить студента от обязательного участия в собеседовании.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.3 * Самостоятельная работа (домашнее задание) + 0.2 * Семинарская работа + 0.5 * Финальный экзамен