• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Методология и методы исследований в социологии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе “Методология и методы исследований в социологии” рассматриваются основные методологические и методические проблемы, возникающие при планировании и проведении социологического исследования на уровне подготовки аспиранта, включающие в себя вопросы методологической рефлексии. Курс решает задачи освоения теоретических знаний и практических навыков, необходимых для постановки исследовательской проблемы на уровне разработка собственного диссертационного исследования в аспирантуре, способов проведения эмпирического исследования, анализа и интерпретации данных на уровне современных стандартов эмпирического социологического исследования. В курсе уделяется внимание рассмотрению как метода массовых опросов и количественных исследований, так и методу интервью и качественного анализа текстовых данных. Приводится продуктивный опыт стандартизации опросных процедур, предпринятый Американской ассоциацией исследователей общественного мнения. Рассматриваются проблемы в вопросно-ответной коммуникации. Наряду традиционными методами массовых опросов, детально анализируются возможности и практика применения в социологических исследованиях экспериментов. В качественной методологии внимание уделяется разным коммуникативным аспектам в ходе сбора полевых данных, дается обзор компьютерных программ и методологических подходов для анализа качественных данных. Таким образом, в ходе курса конструируется общая рамка проведения социологического исследования, оценка качества данных и возможности анализа данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать необходимые знания, навыки и умения в части проведения социологического исследования на уровне как участника, так и инициатора, организатора исследовательского проекта
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение измерять валидность и надежность социологических данных
  • Умение использовать техники машинного обучения для анализа данных
  • Умение оценить ошибку измерения в социологических опросах
  • Умение проводить конфирматорный факторный анализ.
  • Умение проводить мета-анализ
  • Умение разработать дизайн экспериментальных опросов
  • Умение рассматривать социологический опрос в рамках методологического подхода «общей ошибки исследования» (total survey error). Знание ошибок охвата, выборки, неответов и измерения.
  • Умение составлять социологический инструментарий
  • Умение тестировать социологический инструментарий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые понятия методологии. Массовые опросы.
  • Валидность и надежность данных.
  • Конфирматорный факторный анализ. Латентно-структурный анализ.
  • Сенситивные вопросы. Эффект интервьюера.
  • Ответы респондентов на вопросы исследователя: когнитивная нагрузка и когнитивные процессы.
  • Инструментарий. Тестирование инструментария.
  • Мета-анализ.
  • Эксперименты. Факторные опросы.
  • Анализ текстовой информации и введение в машинное обучение.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Подготовка докладов, участие в групповых заданиях, ответы на семинаре.
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Активность + 0.1 * Активность + 0.35 * Домашнее задание + 0.3 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
  • Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований, Садмен, С., 2005
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Rosenthal, R., & DiMatteo, M. R. (2001). META-ANALYSIS: Recent Developments in Quantitative Methods for Literature Reviews. Annual Review of Psychology, 52(1), 59. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.59

Авторы

  • Лебедев Даниил Вадимович
  • Михайлова Оксана Рудольфовна
  • Климова Айгуль Маратовна