Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Управление взаимоотношениями в маркетинге и клиентская аналитика

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Современный бизнес сталкивается с чрезвычайно высокими затратами на привлечение клиентов, которые можно компенсировать в случае их долгосрочного удержания и развития покупательской активности. Кроме того, крепнет осознание того, что далеко не все клиенты прибыльны, менеджеры должны разрабатывать программы по удержанию клиентов на основе показателей их прибыльности. Цель данного курса – сформировать системное представление о том, как разрабатывается и реализуется на практике программа по управлению отношениями с клиентами, какие аналитические и инструментальные решения позволяют поддерживать ее работу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование комплексного понимания CRM на уровне стратегии и основных операционных процессов
  • Понимание принципов построения пути клиента как основы для формирования отношений в маркетинге
  • Изучение основных показателей оценки клиентской базы компании
  • Изучение принципов разработки программы лояльности и применения инструментов персонализированных коммуникаций
  • Применение комплексной модели оценки клиентского потенциала на основе метрик вовлеченности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент понимает связь инструментов CRM с бизнес-стратегией компании, способы создания ценности для бизнеса в долгосрочном периоде
  • Студент знает основные компоненты программы лояльности и может оценить дизайн программы лояльности с точки зрения CRM-подхода
  • Студент может рассчитать CLV, CRV, CIV и проанализировать их взаимосвязь
  • Студент понимает основные компоненты фреймворка CRM-стратегии и особенности его применения для разных типов бизнеса и отраслей
  • Студент способен описать клиентский путь и подобрать инструменты персонализированных коммуникаций
  • Студент умеет применять RFM-анализ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в отношение с клиентами. Теоретические основы отношений с клиентами.
  • Стратегия CRM в компании
  • Клиентская аналитика: метрики поведения клиента
  • Клиентская аналитика: метрики клиентской базы
  • Концепция пути клиента и ее применение в CRM
  • Разработка программы лояльности
  • Инструменты прямых персонализированных коммуникаций в CRM
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание по email-маркетингу
    Задание состоит из двух частей: первая часть выполняется дома, вторая - на занятии Необходимо провести анализ нескольких email-рассылок, выявить положительные и негативные аспекты, а затем применить полученные результаты при проектировании коммуникационного сценария.
  • неблокирующий Кейс
    Предложите решение кейса
  • неблокирующий Кейс-2
    Дайте рекомендации по формированию программы лояльности для онлайн-сервиса
  • блокирующий Тест
    Экзаменационный тест из 50 вопросов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    -
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * Задание по email-маркетингу + 0.25 * Кейс + 0.25 * Кейс-2 + 0.25 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bagdonienė, L., & Jakštaitė, R. (2015). Estimation of Loyalty Programmes from Customers’ Point of View: Cases of Three Retail Store Chains. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1972D52B
  • Butscher, S. A. (2016). Customer Loyalty Programmes and Clubs (Vol. Second edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1521028
  • Data mining for the online retail industry: A case study of RFM model-based customer segmentation using data mining. (2012). https://doi.org/10.1057/dbm.2012.17
  • Do you CRM me? : an analytical guide to customer relationship management, Lizotte, O., 2017
  • du Toit, M. N., & Cant, M. C. (2012). Loyalty Programme Roulette: The Loyal, The Committed, And The Polygamous. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3BECFBC9
  • Ievgenii Ugolkov, & Oleh Karyy. (2019). Supporting the Customer Journey with Digital Instruments of Marketing Communications. Annales Universitatis Mariae Curie-Skłodowska. Sectio H. Oeconomia, 2, 109. https://doi.org/10.17951/h.2019.53.2.109-119
  • Infiniti Research. (9 C.E., Winter 2019). Why Customer Journey Mapping is Important for Retailers | Read Infiniti Research’s Latest Success Story to Gather Detailed Insights. Business Wire (English).
  • Keller, K. L. (2016). Unlocking the Power of Integrated Marketing Communications: How Integrated Is Your IMC Program? Journal of Advertising, 45(3), 286–301. https://doi.org/10.1080/00913367.2016.1204967
  • Lemon, K. N., & Verhoef, P. C. (2016). Understanding Customer Experience Throughout the Customer Journey. Journal of Marketing, 80(6), 69–96. https://doi.org/10.1509/jm.15.0420
  • Lindberg, D. F., & Vermeer, T. (2019). The never-ending story : Discovering touch points and customer experiences along the customer journey.
  • Loyalty Formation for Different Customer Journey Segments. (2019). Journal of Retailing, 95(3247), 9–29. https://doi.org/10.1016/j.jretai.2019.05.001
  • Mario D’Arco, Letizia Lo Presti, Vittoria Marino, & Riccardo Resciniti. (2019). Embracing AI and Big Data in customer journey mapping: from literature review to a theoretical framework. https://doi.org/10.21511/im.15(4).2019.09
  • MCKNIGHT, C. (2017). Customer Journey Maps: A Path to Innovation and Increased Profits. EContent, 40(6), 20.
  • Strategic customer management : integrating relationship marketing and CRM, Payne, A., 2013
  • The art of CRM : proven strategies for modern customer relationship management, Fatouretchi, M., 2019
  • Understanding Customer Experience Throughout the Customer Journey. (2016). Journal of Marketing, 80(6), 69–96. https://doi.org/10.1509/jm.15.0420
  • V. Kumar, & Werner Reinartz. (2018). Customer Relationship Management. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.sptbec.978.3.662.55381.7
  • V. Kumar, Werner Reinartz (2012). Customer Relationship Management: Concept, Strategy, and Tools. Springer-Verlag Berlin Heidelberg
  • Жалоба - это подарок : как сохранить лояльность клиентов в сложных ситуациях, Барлоу, Д., 2019
  • Маркетинговые коммуникации : сборник интерактивных заданий, деловых игр и кейсов: учебно-методическое пособие, Логунцова, И. В., 2019
  • Маркетинговые коммуникации : учебник для вузов, Ромат, Е. В., 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baidya, M. K., Maity, B., & Ghose, K. (2019). Innovation in Marketing Strategy: A Customer Lifetime Value Approach. Journal of Business & Management, 25(2), 71–97. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=138230268
  • Effective CRM using predictive analytics, Chorianopoulos, A., 2016

Авторы

  • Шафранская Ирина Николаевна
  • Берг Федор Сергеевич