• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Нарративные исследования трансмедиа и видеоигр

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

НИС посвящен исследованиям трансмедийного нарратива и видеоигр. Game studies уравновешиваются необходимыми знаниями по теории нарратива, мифа и архетипов. Рассматриваются категории двоемирия, сюжетные схемы, модели пространства и времени, различные системы архетипов и мифологем (К.Г. Юнг и последователи) и их реализация в различных нарративных моделях и дискурсивных матрицах. Значительное внимание уделяется рассмотрению 31 функции волшебной сказки (В.Я. Пропп) и актантной схеме (А.Ж. Греймас), типологии героев (Е.М. Мелетинского). Видеоигры рассматриваются как культурный феномен, входящий в систему трансмедийного сторителлинга (Р. Гамбарато, А.С. Ветушинский, Я. Богост и др.). Рассматривается структура и свойства отдельных видеоигр (напр.: HoMM, Diablo, The Witcher, GTA, Deus Ex, Assassin's Creed и т.д.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать комплексное представление о трансмедийных нарративах, их многоаспектности в современных медиа и, в частности, игровой коммуникации.
  • Познакомиться с ключевыми авторами и исследованиями по теме трансмедийных и игровых нарративов.
  • Дать представление о специфических особенностях видеоигровых нарративов.
  • Овладеть навыками применения классических методов исследования нарративов к трансмедийным продуктам и, в частности, видеоиграм.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Предметно рассуждает по темам и анализирует стимульный материал.
  • Называет основные определения, концепции и подходы, авторов и исследования в области нарратологии.
  • Применяет и адаптирует классические нарратологические концепции и подходы к анализу современных медиатекстов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Нарративные модели построения медиатекстов
  • Тема 2. Мифология и ее репрезентация в трансмедийном нарративе
  • Тема 3. Литературные архетипы и универсалии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
    Студенты на занятиях принимают участие в дискуссии с преподавателем и/или друг с другом, формируя диалогическую коммуникацию, избегая многократного повторения одних и тех же суждений, демонстрируя фоновые и полученные в ходе подготовки к занятию знания, личное мнение или рефлексию. Дискуссия может формироваться: 1. вокруг материалов, которые были предоставлены для индивидуальной или групповой подготовки к занятию; 2. вокруг материалов, которые были предоставлены для ознакомления и освоения непосредственно на занятии; 3. вокруг индивидуального или группового сообщения, подготовленного вне временных рамок занятия; 4. вокруг индивидуального или группового сообщения, подготовленного непосредственно на занятии; 5. при ответе на конкретные вопросы преподавателя.
  • неблокирующий Доклад
    Студенты, индивидуально или разделившись на группы, во внеаудиторное время готовят на одну из предложенных тем устное сообщение, подкрепленное структурированной презентацией, аудиовизуальными материалами и т. д.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.25 * Доклад + 0.25 * Доклад + 0.25 * Доклад + 0.25 * Работа на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9781351054898 - Freeman, Matthew; Gambarato, Renira Rampazzo - The Routledge Companion to Transmedia Studies - 2018 - Routledge - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1896475 - nlebk - 1896475
  • Bal, M. (2017). Narratology : Introduction to the Theory of Narrative (Vol. Fourth edition). Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1590574
  • C. Scolari, P. Bertetti, & M. Freeman. (2014). Transmedia Archaeology : Storytelling in the Borderlines of Science Fiction, Comics and Pulp Magazines. Palgrave Pivot.
  • De Fina, A., & Georgakopoulou, A. (2015). The Handbook of Narrative Analysis. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1060324
  • De Fina, A., & Perrino, S. (2019). Storytelling in the Digital World. John Benjamins Publishing Company.
  • Freeman, G. (2017). Multiplayer Online Games : Origins, Players, and Social Dynamics (Vol. First edition). Boca Raton, FL: A K Peters/CRC Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1708613
  • Giovagnoli, M. (2011). Transmedia Storytelling: Imagery, Shapes and Techniques. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7424531E
  • Harvey, C. B. (2015). Fantastic Transmedia : Narrative, Play and Memory Across Science Fiction and Fantasy Storyworlds. Palgrave Macmillan.
  • Herman, L., & Vervaeck, B. (2019). Handbook of Narrative Analysis (Vol. Second edition). Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2275179
  • Hogan, P. C. (2011). Affective Narratology : The Emotional Structure of Stories. UNP - Nebraska.
  • Johnstone, B. (2016). “Oral versions of personal experience”: Labovian narrative analysis and its uptake. Journal of Sociolinguistics, 20(4), 542–560. https://doi.org/10.1111/josl.12192
  • McErlean, K. (2018). Interactive Narratives and Transmedia Storytelling : Creating Immersive Stories Across New Media Platforms. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1729070
  • Rampazzo Gambarato, R. (2013). Transmedia Project Design: Theoretical and Analytical Considerations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.96CB59E4
  • Гамбарато Ренира Рампаццо, Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, & Мороз Оксана Владимировна. (n.d.). Панорама российских трансмедиа: опыт картирования мультиплатформенных инициатив. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fpanorama-rossiyskih-transmedia-opyt-kartirovaniya-multiplatformennyh-initsiativ
  • Кровь, пот и пиксели : обратная сторона индустрии видеоигр, Шрейер, Д., 2021
  • Миф анализа : три очерка по архетипической психологии, Хиллман, Дж., 2005
  • Миф. Ритуал. Символ. Образ : исслед. в области мифопоэтического: избранное, Топоров, В. Н., 1995
  • Мифический образ, Кэмпбелл, Д., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2050-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74608
  • Bailes, J. (2019). Ideology and the Virtual City : Videogames, Power Fantasies And Neoliberalism. Winchester, UK: Zero Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2232411
  • Bezalel Peleg, & Peter Sudhölter. (2007). Introduction to the Theory of Cooperative Games. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.thdlic.978.3.540.72945.7
  • Camden, J., & Oestreich, K. F. (2018). Transmedia Storytelling : Pemberley Digital’s Adaptations of Jane Austen and Mary Shelley. Newcastle upon Tyne, UK: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1986609
  • Hassler-Forest, D., & Guynes, S. A. (2017). Star Wars and the History of Transmedia Storytelling. Amsterdam: Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1701493
  • Joyce, S. (2018). Transmedia Storytelling and the Apocalypse. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1876988
  • Karpouzis, K., & Yannakakis, G. N. (2016). Emotion in Games : Theory and Praxis. Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1249645
  • Kerr, A. (2006). The Business and Culture of Digital Games : Gamework and Gameplay. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251513
  • Seaman, D. (2012). The Art of the Hobbit by J. R. R. Tolkien. Booklist, 109(5), 11.
  • Sebastian Domsch. (2013). Storyplaying : Agency and Narrative in Video Games. De Gruyter.
  • Баум, Л.Ф. Американские волшебные сказки : книга для чтения на английском языке : худож. литература / Л. Ф. Баум. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 160 с. - (Classical Literature). - ISBN 978-5-9925-1039-3.- Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046175
  • Египетские сказки / под редакцией К. Д. Бальмонта. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 123 с. — (Памятники литературы). — ISBN 978-5-534-12674-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447982 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Золотая ветвь : исследование магии и религии, Фрэзер, Дж. Дж., 2003
  • Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игр..., Берн, Э., 2001
  • Мифодизайн рекламы, Ульяновский, А. В., 1995
  • Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы, Ульяновский, А. В., 2005
  • Никитина, А. В. Образ кукушки в славянском фольклоре : монография / А. В. Никитина. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 187 с. — ISBN 978-5-9765-2022-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122666 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Никитина, А. В. Образ кукушки в славянском фольклоре [Электронный ресурс]: монография / А. В. Никитина. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 187 с. - ISBN 978-5-9765-2022-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048035
  • Ольденбург, С. Ф.  Индийские сказки / переводчик С. Ф. Ольденбург. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 122 с. — (Памятники литературы). — ISBN 978-5-534-11673-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457172 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Творение сознания : миф Юнга для современного человека, Эдингер, Э. Ф., 2001
  • Текст и коммуникация (философские размышления) : монография / Л.Т. Рыскельдиева, Ю.М. Коротченко, О.А. Шапиро, О.В. Зарапин. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 179 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/908035

Авторы

  • Абрамов Роман Сергеевич
  • Тимофеева Оксана Александровна
  • Штейнман Мария Александровна