• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Мемориальная культура

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Мемориальная культура» является базовым для майнора «Public History: память, история и популярная культура» и предполагает изучение теоретических оснований направления, разбор существующего терминологического поля и анализ конкретных кейсов. В первом случае речь пойдет о рассмотрении методологии таких направлений как Memory Studies, Heritage Studies, Trauma Studies, Death Studies, а также об изучении концепции публичной сферы и истории эмоций.Анализ конкретных кейсов будет представлен на примерах учебников истории и литературы (вкл. учебники «История Родного края») и музейного пространства (вкл. классические исторические музеи мира, дома-музеи, музеи Холокоста, а также Национальный музей афроамериканской истории и культуры (Вашингтон) и Ельцин-Центр (Екатеринбург)). Мы рассмотрим значение, которое имели для формирования публичного пространства художественные тексты (от «Войны и мира» и «Анны Карениной» Льва Толстого до «Одного дня Ивана Денисовича» Александра Солженицына), кинематограф и сериалы (от «Андрея Рублева» Андрея Тарковского до современных сериалов, посвященных Екатерине II).Мы поговорим также о пространстве кладбищ и функциях исторических и современных надгробий. Отдельное внимание в курсе будет уделено мемориальной культуре имперского периода, а также публичному пространству и мемориальным практикам, формирующимся в российских регионах (Центральная Россия, северо-запад, Урал, Сибирь, Дальний Восток). Кейсы будут представлены приоритетно на материалах Российской империи, СССР и современной России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • научить студентов пользоваться понятийным аппаратом и методологическими наработками таких направлений, как история памяти (вкл. концептуализацию презентации травматичного опыта), история эмоций, а также Heritage Studies и Death Studies
  • научить студентов анализировать разные типы источников (от пространства музея и мемориала до учебника и видеоряда) и научную литературу по мемориальной культуре
  • выработка навыки анализа публичной презентации прошлого
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • различает основные подходы к изучению памяти о прошлом
  • может объяснить определения «публичная история», «мемориальная культура», «политика памяти», «коллективная память», «травма», «ностальгия», «забвение» и др.
  • распознаёт принципы функционирования публичного пространства, в котором производятся проекты по репрезентации истории (вкл. деятельность разных акторов)
  • распознаёт принципы, возможности и ограничения организации мемориального пространства
  • выявлять специфику мемориальной культуры имперского периода
  • определять роль публичного пространства и мемориальных практик в российских регионах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основания: Public History и Memory Studies
  • Теоретические основания: История эмоций
  • Теоретические основания: Концепция травмы
  • Мемориальное пространство от музея до некрополя
  • Мемориальная инфраструктура: роман, комикс, кино/сериал
  • Мемориальные акции: от поминовения до парада
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Активность на семинарах + 0.2 * Письменная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jeffrey C. Alexander, Ron Eyerman, Bernard Giesen, Neil J. Smelser, & Piotr Sztompka. (2004). Cultural Trauma and Collective Identity. University of California Press.
  • Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилемма российской идентичности, Малинова, О. Ю., 2015
  • Политика аффекта : музей как пространство публичной истории, , 2019
  • Российская империя чувств: подходы к культурной истории эмоций, , 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Джонсон Джулиет, & Малинова Ольга Юрьевна. (n.d.). Символическая Политика Как Предмет Political Science И Russian Studies: Исследования Политического Использования Прошлого В Постсоветской России.
  • Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
  • Историческая память : введение: учебное пособие, Сафронова, Ю. А., 2020
  • История эмоций, Плампер, Я., 2018
  • Как рассказывают историю детям в разных странах мира, Ферро, М., 2010

Авторы

  • Болтунова Екатерина Михайловна