Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Психология аутентичности

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Психология аутентичности» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» входит в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах: «Основы экзистенциального анализа и логотерапии», «Онтология личности», «Аксиология личности». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:1) знать теоретические и практические основы психологического консультирования; 2) знать категориальную систему экзистенциальной психологии и психотерапии; 3) уметь применять феноменологический метод для распознавания экзистенциальных содержаний в переживаниях личности; 4) иметь навыки применения методов самонаблюдения и самопознания Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Психология поиска смысла»; «Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии»; НИС «Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о проблеме аутентичности в контексте экзистенциально-аналитической теории личности, в освоении центральных понятий третьей фундаментальной экзистенциальной мотивации, связанной с вопросами автономности, аутентичности, самоценности личности, в изучении и самопознании основных экзистенциальных реальностей, относящихся к третьей фундаментальной экзистенциальной мотивации – сожаления, раскаяния, эстетических чувств, уважения, справедливости, достоинства личности, априорного признания ценности личности.
  • Теоретическое и практическое освоение метода персонального экзистенциального анализа, - его понятийного аппарата и процессуальной диалогической модели актуализации личности, в формировании представлений об области применения этого метода и навыков его использования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет представлениями и может описать модель Личности с точки зрения экзистенциально-аналитической теории.
  • Знает варианты психопатологии, формирующейся при отчуждении от собственного тела.
  • Знает и понимает основные психологические содержания 3-ей фундаментальной экзистенциальной мотивации.
  • Знает и различает философский, биологический и духовно-ориентированный подходы к пониманию совести в психологии.
  • Знает и формулирует внешние и внутренние предпосылки для формирования самоценности и укрепления собственного «Я».
  • Знает показания для применения и этапы процесса Персонального экзистенциального анализа (ПЭА) как модели построения внутреннего диалога личности и как психотерапевтического метода.
  • Знает показания и имеет навыки применения метода «Биографический экзистенциальный анализ» («БЭА»).
  • Знает производные, конститутивные составляющие и формы проявления Личности.
  • Знает проявления и умеет распознавать спонтанные защитные реакции при переживании человеком потери самого себя.
  • Знает психологические проявления утраты возможности быть собой: реакции, чувства, характерологические особенности.
  • Знает различные взгляды на понятие «Самость» в представлении В. Джеймса, К.-Г. Юнга, Г.-С. Салливана, К. Роджерса, Х. Кохут, В. Франкла.
  • Имеет навык использования техники персонального сообщения критических замечаний.
  • Имеет навык применения метода персональной обработки чувства вины.
  • Имеет представление о генезе, значении и обхождении с проблемой самоценности в психологическом консультировании и психотерапии.
  • Определяет различия между консультативной и психотерапевтической обработкой чувства вины.
  • Понимает значение и содержание самодистанцирования, самопринятия и самотрансценденции для практики психологического консультирования и психотерапии.
  • Понимает процесс формирования и закрепления Самости в теории экзистенциального анализа.
  • Понимает содержание понятия "Уважение" и распознаёт феноменологию переживания самоценности.
  • Умеет разделять переживания, связанные с совестью и со Сверх-Я.
  • Формулирует представления об отграничении: мотивы, условия, специфику, закономерности, сопряжённые переживания и последствия для жизни личности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Нахождение самого себя посредством отграничения от иного
  • Копинговые реакции при невозможности быть самим собой
  • Психологические последствия утраты возможности быть самим собой
  • Основная духовная деятельность 3-й ФМ: внимательно смотреть на иное, признавая его ценность
  • Предпосылки развития самоценности и формирования Я
  • Самоценность
  • Понятие «Личность» в современном экзистенциальном анализе
  • Персональный экзистенциальный анализ: систематизация отдельных шагов
  • Биографический экзистенциальный анализ
  • Самодистанцирование, самопринятие и самотрансценденция как способности личности
  • Совесть и Сверх-Я
  • Понятие «Самость» в современном экзистенциальном анализе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Рефлексивно-аналитическое эссе
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен осуществляется по 20 контрольным вопросам. Письменный ответ на вопросы экзамена студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к печатным или электронным источникам. В ходе экзамена не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильные телефоны, электронные книги и т.п.). При нарушении этого правила ответ студента не засчитывается и за экзамен выставляется оценка 0
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Рефлексивно-аналитическое эссе + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лэнгле, А. А.  Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. А. Лэнгле, Е. М. Уколова, В. Б. Шумский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 403 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05227-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434066 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Человек как предмет познания, Ананьев, Б. Г., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кьеркегор, С. Страх и трепет (1843) (Пер. П. Г. Ганзена) / С. Кьеркегор. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 25 с. — ISBN 978-5-507-11698-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5927 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Персонология : жизнь личности в культуре, Старовойтенко, Е. Б., 2015
  • Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие, Молчанова, О. Н., 2010
  • Теории личности : основные положения, исслед. и применение : учеб. пособие для вузов: пер. с англ., Хьелл, Л., 2009

Авторы

  • Шумский Владимир Борисович
  • Ишанов Сергей Александрович
  • Уколова Елена Михайловна