2023/2024
Правовое регулирование языковых прав в Российской Федерации
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Княгинина Надежда Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Среди прав человека языковые права занимают особое положение. Индивидуальные или коллективные, они являются основой, на которой строится современная языковая политика. Реализация языковых прав сталкивается с большим количеством препятствий. Положение языков в обществе, как и положение их носителей, существенно различается. Сложности в реализации языковых прав испытывают национальные меньшинства, мигранты, беженцы, коренные народы и пр. Использование или не способность использовать определенный язык зачастую ведет к дискриминации. Языковой сдвиг, общественные и политические установки, а также экономические факторы влияют на языковую политику.В России, многоязычной стране, правовое регулирование языковых прав достаточно разрозненно. Предпринимаются отдельные попытки выстроить структуру языковой политики на федеральном уровне, однако многие факторы, такие как сложность языковой ситуации в стране, мешают этому процессу. Однако, на региональном уровне или в отдельных местностях могут реализовываться языковые инициативы, зачастую, усилиям языковых активистов. Данный курс фокусируется на законодательном регулировании языковых прав в России и на том, как функционируют государственные механизмы, в рамках которых эти права реализуются. Особое внимание уделяется сфере образования, региональному регулированию, а также правовому положению разных категорий носителей языков.Освоение курса сопровождается групповой и индивидуальной работой. Для максимально успешного выполнения данных видов работы рекомендуется брать с собой на занятия ноутбук/планшет.
Цель освоения дисциплины
- Понять, как реализуется языковая политика и планирование в России с учетом действующего правового регулирования и международного контекста.
- Различать разные статусы языков в зависимости от правового регулирования и понимать реальное влияние такого статуса на реализацию языковых прав носителем.
- Рассмотреть концептуальные аспекты, связанные с языковыми (и другими) правами групп людей (мигранты, беженцы, национальные меньшинства) в сфере языковой политики.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует ограничения международно-правового регулирования языковых прав.
- Знает и воспроизводит основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации и устройство языковой политики.
- Отличает обязательные и рекомендательные нормы, применяемые при языковом планировании.
- Определяет органы и организации, в чьи полномочия входит решение тех или иных вопросов в сфере языковой политики.
- Анализирует существующие и предлагаемые меры языковой политики с точки зрения реализации языковых прав, сохранения языков и недопущения дискриминации.
- Оценивает возможность переноса зарубежных решений в части языкового регулирования в российское законодательство и правоприменение.
- Формулирует стратегические решения в сфере реализации языковых прав, соответствующие текущему правовому регулированию и практикам государственного управления.
Содержание учебной дисциплины
- Язык как объект правового регулирования. Международное право и языковые права.
- Основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации. Органы и механизмы языковой политики.
- Регулирование языковых прав в сфере образования в России.
- Особенности правового статуса мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев в контексте языковой политики.
- Особенности правового статуса коренных малочисленных народов.
- Внешняя языковая политика России, «Русская школа за рубежом».
- Пользователи жестового языка как языковое меньшинство.
Элементы контроля
- Индивидуальная работаИндивидуальная работа заключается в выполнении студентами индивидуальных заданий в ходе каждого семинарского или лекционного занятия. Полное и корректное, в соответствии с условиями, выполнение все предложенных заданий обеспечивает максимальную итоговую оценку за элемент контроля (от 0 до 10 баллов).
- Итоговый контрольВ ходе курса студенты готовят стратегию языковой политики Российской Федерации в группах. В конце курса текст стратегии сдается для оценивания преподавателем, а содержание работы оценивается в ходе публичной защиты. В ходе публичной защиты студенты оценивают вклад каждого из участников группы в проект в % (где 100% — единолично выполнил всю работу группы, 50% — выполнил половину работы за группу, 10% — выполнил 10% работы группы и т.д.). Преподаватель оценивает работу в баллах (от 1 до 10 баллов × число участников группы). Оценка распределяется в соответствии с заранее установленным студентами вкладом. Пример: вклад был поровну поделен между всеми участниками группы (4 человека, каждый выполнил 25 % работы). Преподаватель оценил стратегию и презентацию в 8 баллов × 4 человека = 32 балла. Каждый участник группы получает 25% от этих баллов в виде оценки, т.е. 8 баллов.
- Групповая работаГрупповая работа заключается в работе студентов в группах в ходе семинарского занятия и дома в рамках самостоятельной работы для подготовки итогового проекта: стратегии языковой политики Российской Федерации. На каждом занятии перед студентами ставятся задачи по дополнению стратегии или корректированию групповой работы. Задачи решаются в ходе занятия и после его окончания в рамках самостоятельной работы. Для оценки групповой работы преподаватель ориентируется на протоколы группы по продвижению реализации проекта и на участие в обсуждении во время семинарского занятия. Постоянное участие в групповой работе и обсуждениях и выполнение внутренних задач группы обеспечивает максимальную итоговую оценку за элемент контроля (от 0 до 10 баллов).
- Домашняя работаСтудентам нужно провести анализ официального документа языковой политики, предоставленного преподавателем. Цель анализа: определить, насколько предложенный документ отвечает потребностям текущей языковой ситуации в стране. Студентам необходимо дать общую характеристику документа, определить цели и задачи документа, его направленность, логичность и последовательность предлагаемых решений, обоснованно выделить сильные и слабые стороны документа, соотнести предложения, содержащиеся в документе с действующим правовым регулированием и данными о языковой ситуации, определить, какие аспекты/проблемы языковой ситуации в стране не были охвачены документом. Работа сдается в формате аналитической записки. Объем не менее 0,3 п.л., язык русский.
- Активность на семинареОценивается активность в процессе семинара: обсуждение результатов индивидуальных работ, групповой работы, дискуссионных вопросов.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.12 * Активность на семинаре + 0.2 * Групповая работа + 0.18 * Домашняя работа + 0.2 * Индивидуальная работа + 0.3 * Итоговый контроль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kymlicka, W. (DE-588)114420254, (DE-576)168349779. (1995). Multicultural citizenship : a liberal theory of minority rights / Will Kymlicka. Oxford [u.a.]: Oxford University Press [u.a.]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.046028315
Рекомендуемая дополнительная литература
- De Varennes, F. (1999). Equality and Non-discrimination: Fundamental Principles of Minority Language Rights. International Journal on Minority & Group Rights, 6(3), 307–318. https://doi.org/10.1163/15718119920907767
- Richter, D. (2012). Language Rights Revisited - The Challenge of Global Migration and Communication. Berliner Wissenschafts-Verlag.
- Skorupa-Wulczyńska, A. (2019). Language Rights in the Light of International Law. https://doi.org/10.12775/CLR.2018.003
- V. Pupavac. (2012). Language Rights : From Free Speech to Linguistic Governance. Palgrave Macmillan.