• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Современная визуальная культура

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Современная культура часто описывается как преимущественно визуальная, и эта характеристика легко обрастает разнообразными клише и поспешными оценочными суждениями. В рамках курса будут рассмотрены наиболее актуальные подходы к определению, исторической реконструкции и методам анализа визуальной культуры, учитывающие не только достижения формативной фазы визуальных исследований 1990-х гг. и начала XXI века, но и дискуссии в рамках Sensory Studies, а также наиболее перспективные из зарождающихся методологий исследований культуры. Новые исследования визуальности ставят под вопрос ставшую классической фигуру наблюдателя эпохи модерна, указывая на важность проблем иммерсии, анахронизма, просьюмеризма и телесного вовлечения для понимания визуального опыта: кроме того, они часто подчёркивают невизуальный и мультисенсорный характер того, что часто относят к визуальной культуре. Особое внимание уделяется материальной специфике визуальной культуры в диапазоне от плоскостного характера изобразительной поверхности до атмосферических и иммерсивных практик последних столетий и цифровых сред: демонстрируется, как внимание к материальности позволяет переосмыслить привычные медиумы рукотворных изображений, фотографии, видео и интерфейсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение и критический анализ современных теорий визуальной культуры: как ставших классическими, так и имеющих статус «зарождающихся».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
  • знать методы исследований области визуального, отличительные признаки различных методологий и границы их применений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Определения и границы визуальной культуры
  • 2. Образ, взгляд, наблюдатель: центральные понятия исследований визуальной культуры
  • 3. История визуальных искусств и визуальная культура
  • 4. Технологии видения и формирование визуальной культуры
  • 5. Основные теории образа и изображения
  • 6. От изображения к иммерсии: актуальные трансформации визуального опыта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.4 * Активность на семинарах + 0.6 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • An anthropology of images : picture, medium, body, Belting, H., 2011
  • Art and illusion : a study in the psychology of pictorial representation, Gombrich, E.H., 2010
  • On the strange place of religion in contemporary art, Elkins, J., 2004
  • Our beautiful, dry, and distant texts : art history as writing, Elkins, J., 2000
  • Picture theory : essays on verbal and visual representation, Mitchell, W. J. T., 1995
  • The civil contract of photography, Azoulay, A., 2014
  • Visual studies : a skeptical introduction, Elkins, J., 2003
  • What painting is : how to think about oil painting, using the language of alchemy, Elkins, J., 1999
  • What photography is, Elkins, J., 2011
  • Иконология. Образ. Текст. Идеология, Митчелл, У. Дж. Т., 2017
  • Почему нельзя научить искусству : пособие для студентов художественных вузов, Элкинс, Д., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Stories of art, Elkins, J., 2002
  • The poetics of perspective, Elkins, J., 1994

Авторы

  • Небольсин Даниил Игоревич