• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Немецко-, франко- и англоязычная феноменология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар в режиме медленного чтения фокусируется на развитии феноменологической философии во второй половине XX века, с акцентом на таких авторах как Герман Шварц, Ханс Блюменберг, Жан-Люк Марион, Марк-Ришир, Альфред Шюц. 4 модуля, преподаватели: проф. И.В. Кирсберг (1-й модуль), доц. Г.И. Чернавин (2-й модуль), доц. Н.И. Ищенко (3-й модуль), доц. И.Н. Инишев(4-й модуль). Если первый и второй модуль раскрывают малоизученные аспекты философии уже хорошо известных отечественному читатею авторов (Брентано, Гуссерль, Сартр, Левинас), то следующие два модуля раскрывают идеи пока мало изученных в русскоязычном контексте философов (Шварц, Блюменберг, Марион, Ришир, Шюц). Модули будут также акцентировать разные языковые компетенции (навыки философского перевода с германских и романских языков). 1-й модуль (Австрия-Германия). В первом модуле будут показаны возможности феноменологии Гуссерля в понимании специфики сознания, обозначены альтернативные идеи Г. Шварца и отдельные связи этой феноменологии с Декартом, Кантом, Фихте, а также Брентано – не предусматривая её исторической реконструкции или панорамы немецкой мысли. Первый модуль показывает феноменологию Гуссерля проблемно – сквозь её недостатки не как познавательные провалы, а меру выполненного к дальнейшим исследованиям. 2-й модуль (Франция-Бельгия). Во втором модуле, в контексте классического учения Сартра о самообмане и феноменологии безличного опыта Левинаса, разбираются два противоположных друг другу принципа современной феноменологии Жан-Люка Мариона и Марка Ришира: чем больше редукции, тем больше/меньше данности. 3-й модуль (Германия). В третьем модуле разбирается проект Ханса Блюменберга на пересечении герменевтической феноменологии и философской антропологии, методологические аспекты его метафорологии, теории жизненного мира и философии религии. 4-й модуль (США). В четвёртом модуле будет систематически развернута панорама американской феноменологии с акцентом на феноменологию социального мира Альфреда Шюца. Предлагаемые НИС формы проектной работы: мастер-классы по философскому переводу, подготовка переводов философских статей и дайджестов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с идеями Шварца, Блюменберга, Мариона, Ришира, Шюца.
  • Развитие языковых компетенций: навыки философского перевода с германских и романских языков.
  • Знакомство с феноменологией Э.Гуссерля и проблемой спецификации эмоции и воли, обнаруживаемой посредством этой концепции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты определяют ключевые проблемы в феноменологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Знакомство с возможностью развития классической феноменологии в связи с внекогнитивным пониманием эмоции и воли
  • Знакомство с методологией теоретических исследований сознания
  • Знакомство с особенностями сознания
  • Знакомство с проектом метафорологии и философской антропологии Блюменберга.
  • Понимание основным принципов феноменологической социологии Шюца.
  • Понимание сути методологического спора между Ж.-Л. Марионом и М. Риширом.
  • Студенты имеют целостное представление об историко-философском процессе в западном мире середины XIX - XX вв.
  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных произведений ведущих представителей западной философской мысли середины XIX - XX вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Феноменология Эдмунда Гуссерля
  • Марион - Ришир
  • Блюменберг
  • Шюц
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Устный опрос на семинаре
  • неблокирующий Развёрнутое выступление на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Развёрнутое выступление на семинаре + 0.25 * Устный опрос на семинаре + 0.25 * Устный опрос на семинаре
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * Развёрнутое выступление на семинаре + 0.25 * Развёрнутое выступление на семинаре + 0.25 * Устный опрос на семинаре + 0.25 * Устный опрос на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Yudin, G. (2016). Sociology as a Naïve Science: Alfred Schütz and the Phenomenological Theory of Attitudes. Human Studies, 39(4), 547–568. https://doi.org/10.1007/s10746-016-9401-9
  • ЛЕБЕДЕВА НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА. (2016). От Феноменологии Тела К Изучению Форм Взаимодействия: Социологическое Прочтение Германа Шмитца. Социология Власти, 28(1).
  • Марион, Ж.-люк. (2007). О Белой Теологии Декарта. Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии, 8(2).
  • РИШИР МАРК, СОКОЛОВ РОМАН, & ЧЕРНАВИН ГЕОРГИЙ. (2016). Феноменология поэтического элемента (перевод Р. Соколова, ред. г. Чернавин ). HORIZON. Феноменологические Исследования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16819134
  • Шюц, А., & Корбут, А. (2011). On multiple realities ; О множественности реальностей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Крюков, А. (2015). Единство Сознания: Трансцендентальное Я И/Или Интенциональное Самосознание?
  • Овчаренко, Н. М. (2019). Philosophy of metaphor and Blumenberg``s metaphorology ; Философия метафоры и метафорология Блюменберга ; Філософія метафори та метафорологія Блюменберга. https://doi.org/10.26565/2306-6687-2019-59-04

Авторы

  • Кирсберг Игорь Викторович
  • Терехович Владислав Эрикович
  • Чернавин Георгий Игоревич
  • Ищенко Наталья Ильинична
  • Литвин Татьяна Валерьевна