• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

История и философия образования

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Федоров Олег Дмитриевич, Ченцова Александра Александровна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс освещает фундаментальные образовательные парадигмы и концепции и их отражение в современной системе образования. В рамках курса студенты учатся анализировать теоретические и практические аспекты образования через призму философии как в институциональном контексте, так и в контексте личного опыта обучения и преподавания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • По итогам прохождения курса студенты смогут различать основные традиции в философии образования и определять, какое влияние они оказывают на выбор того или иного решения в области образования и каковы возможные последствия этого выбора для общества и индивида
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называть основные характеристики парадигм философии образования (идеологий)
  • Анализировать образовательные решения на основе структуры парадигм философии образования
  • Приводить релевантные, достаточные и приемлемые аргументы в поддержку предложенной или самостоятельно сформулированной позиции
  • Формулировать позицию по предложенной проблеме
  • Приводить релевантную иллюстрацию к аргументу
  • Анализировать документы на предмет неявных предпосылок, связанных с убеждениями автора в области философии образования
  • Называть ключевые характеристики академической идеологии
  • Называть ключевые характеристики студентоцентрической идеологии
  • Называть ключевые характеристики идеологии социальной эффективности
  • Называть ключевые характеристики идеологии социальной реконструкции
  • Выделять в тексте тезис, аргументы и иллюстрации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философские проблемы образования
  • Проект Просвещения. Философия гуманизма
  • Демократия и образование
  • Лингвистический поворот и аналитическая традиция
  • Неолиберализм в образовании. Социальная эффективность
  • Критическая теория в образовании. Радикальная педагогика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Дебаты
    Представьте, что вашу группу включили в состав экспертного совета для разработки нового "Закона об общем образовании". Вся ваша группа является сторонниками одной из рассмотренных философских парадигм в образовании. Ваша задача - придумать не менее трех аргументов для поддержки решения об использовании вашей "идеологии" в качестве основы для разработки нового Закона об общем образовании. Аргументы должны отражать положения идеологий о целях образования, обучении, оценивании. Общая схема аргументации должна выглядеть следующим образом: Тезис: Идеология Х должна стать основой госполитики в области общего образования. Аргумент: Особенность Y идеологии Х позволит достичь результата R. Иллюстрация: А вот данные из открытых источников (примеры, аналогии, мнения экспертов и др.), которые это подтверждают. Регламент дебатов: Представление позиций (с короткой презентацией) - 5 минут на группу Сессия вопросов на уточнение - 10 минут Критические замечания оппонентов и ответ на них - 5 минут на группу Подготовка финального слова - 5 минут Финальное слово - 3 минуты на группу В дебатах участвуют две группы, а две оставшиеся группы выполняют роль жюри - заполняют форму оценки по критериям.
  • неблокирующий Тест
    Тест на понимание теоретических аспектов рассматриваемых традиций в философии образования
  • неблокирующий Эссе
    Два варианта итогового задания Критический обзор литературы по теме любой из рассмотренных в рамках курса парадигм/ концепций философии образования. Объем до 15 тыс. знаков. Количество источников – не менее 10. Текст обзора должен включать в себя: постановку задачу; описание и проблематизацию выбранной концепции; обзор источников; заключение. Анализ одного из нормативных документов, формирующих политику в области образования и преподавания предметов, или фрагментов учебников/пособий и т.д. Необходимо выявить в документе идеологические основания, сопроводить иллюстрациями из текста; описать основные сильные и слабые стороны для применения выявленных идеологических позиций в контексте российского образования, подкрепить аргументами и иллюстрациями; предложить альтернативу: какие идеологические основания, на ваш взгляд, лучше подходят в российском контексте и почему. Объем до 15 тыс.знаков
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.4 * Активность на семинарах + 0.2 * Дебаты + 0.1 * Тест + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Soto, C. (2020). Critical Pedagogy in Hong Kong : Classroom Stories of Struggle and Hope. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2246757
  • Философия образования : введение, Сидоров, Н. Р., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Философия образования : учебник для бакалавриата и магистратуры, Грехнев, В. С., 2017

Авторы

  • Ченцова Александра Александровна
  • Пащенко Тарас Валерьевич