2023/2024
Визуальность в современной культуре
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Лечич Никола Добривоевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
В 20 веке произошел тектонический сдвиг во всех областях человеческого творчества и интеллектуальной культуры. Визуальные образы старой культуры брали свое происхождение в парадигме, которую можно назвать «платонической», а тем самым и «классической»: она держалась на платоновских идеях о прекрасном как онтологически укорененном в «высшем» мире, и тем или иным образом связанным с Истиной. Один из самых узнаваемых признаков этой перемены — рост творческих форм, которые не соответствуют классическим идеям «прекрасного», отход от классического способа изобразительного мышления и поиск новых выразительных средств. В рамках курса мы изучим происхождение и последствия учения Платона о прекрасном и попробуем подойти к изучению визуальных образов современности находя альтернативные Платону мировоззренческие и антропологические позиции. Мы не будем заниматься историей искусства и арт-критикой: концептуальной рамкой освоения визуальности в современной культуре выступят тексты философов, от античных авторов до современных, чьи идеи диалогизируют с современным визуальным мышлением. Мы обратимся классическим и современным философским текстам в поисках концептуального базиса, с помощью которого мы постараемся понять новую, пост-платоновскую эстетику, через произведения литературы, поэзии, кино, визуально-пластического и современного искусства, которые не вписываются в классическую картину мира. Мы также попробуем понять, какие трансформации это творчество осуществило, и как оно повлияло на мир, в котором мы живем, и на саморефлексию человеком своей человечности.
Цель освоения дисциплины
- Освоение конкретных инструментов для анализа любой области визуальности в современной культуре
- Знакомство с философскими интерпретациями визуальности
- Умение самостоятельно анализировать современную культуру
- Понимание связи между историей философии и визуальными образами
- Понять учения античных, христианских и нововековых философов, которые лежат в основе формирования классических визуальных образов
Планируемые результаты обучения
- Научиться применять в жизни многие идеи из истории философии.
- Понять взаимосвязь разнообразных художественных явлений 20 века.
- Понять учения античных, христианских и нововековых философов, которые лежат в основе формирования классических визуальных образов.
- Знакомство с философскими интерпретациями визуальности.
- Понимание связи между историей философии и визуальными образами.
- Умение самостоятельно анализировать современную культуру.
- Освоить и использовать конкретные инструменты для анализа любой области визуальности в современной культуре.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение: «Визуальность» и «культура», «современное» и «классическое»
- Тема 2. Классическая мысль и визуальность
- Тема 3. Альтернативные мировоззренческие позиции прошлого и визуальность
- Тема 4. Корни визуальности в современной культуре
- Тема 5. Области визуальности в современной культуре: обзор
- Тема 6. Области визуальности в современной культуре: поэзия и литература
- Тема 7. Области визуальности в современной культуре: живопись и скульптура
- Тема 8. Области визуальности в современной культуре: музыка
- Тема 9. Области визуальности в современной культуре: кино
- Тема 10. Области визуальности в современной культуре: современное искусство
- Тема 11. Области визуальности в современной культуре: цифровой мир
- Тема 12. Заключительный обзор
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd moduleО(накопленнaя) = 0,6*О(активность на семинарах) + 0,3*О(коллоквиум) + 0,1*О(присутствие); О(итог) = 0,5*О(накопленная) + 0,5*О(экзамен)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A dictionary of modern and contemporary art, Chilvers, I., 2009
- Digital art : with 338 illustrations, 270 in colour, Paul, C., 2015
- Greek religion : archaic and classical, Burkert, W., 1985
- Silent Hill. Навстречу ужасу : игры и теория страха, Перрон, Б., 2020
- Бесславные ублюдки, бешеные псы : вселенная Квентина Тарантино, Павлов, А. В., 2018
- Демокрит, Виц, Б. Б., 1979
- Диалоги, Платон, ., 2008
- История искусства, Гомбрих, Э. Г., 2018
- Кино, Делез, Ж., 2013
- Лаокоон, или о границах живописи и поэзии, Лессинг, Г. Э., 1957
- Лекции по эстетике. Т.2: ., Гегель, Г. В. Ф., 2001
- Лекции по эстетике. Т.2: ., Гегель, Г. В. Ф., 2007
- Нечто. Феноменология ужаса, Тригг, Д., 2017
- Постпостмодернизм : как социальная и культурная теории объясняют наше время, Павлов, А. В., 2021
- Поэтика; Риторика, Аристотель, ., 2010
- Риторика; Поэтика, Аристотель, ., 2000
- Рождение трагедии из духа музыки, Ницше, Ф., 2005
- Скиталец тьмы : рассказы, сонеты, Лавкрафт, Г. Ф., 2004
- Собрание сочинений. Т.5: Критика способности суждения, Кант, И., 1994
- Суждения о науке и искусстве, Леонардо да Винчи, 2015
- Ужас философии. Т.1: В пыли этой планеты, Такер, Ю., 2017
- Ужас философии. Т.2: Звездно - спекулятивный труп, Такер, Ю., 2018
- Ужас философии. Т.3: Щупальца длиннее ночи, Такер, Ю., 2019
- Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, , 1989
- Что такое искусство?, Данто, А., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Fine cuts. Интервью о практике европейского киномонтажа, Криттенден, Р., 2020
- Vertigo : круговорот образов, понятий, предметов, Эко, У., 2009
- Беседы с кураторами, Смит, Т., 2021
- Греки и иррациональное, Доддс, Э. Р., 2000
- Избранное. Социология музыки, Адорно, Т. В., 2008
- Избранные естественнонаучные произведения, Леонардо да Винчи, 1955
- История уродства, , 2007
- Об искусстве поэзии : билингва древнегреческо-русский, Аристотель, ., 2012
- По ту сторону добра и зла. Казус Вагнер. Антихрист. Ecce Homo. Человеческое, слишком человеческое. Злая мудрость, [сборник], пер. с нем., 879 с., Ницше, Ф., 2005
- Происхождение древнегреческой мысли, Вернан, Ж.-П., 1988
- Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития, Фремптон, К., 1990