• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Психология межгрупповых отношений

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 6

Программа дисциплины

Аннотация

С самого рождения каждый человек входит в социальную группу. Сначала это группы личного общения – семья, друзья, одноклассники. Позже мы осознаем свою принадлежность к большим группам – гендерным, возрастным, профессиональным, этническим, политическим, религиозным и т.д. Это оказывает драматическое воздействие на наши оценки и поведение. Мы делим людей на «своих» и «чужих», защищаем первых и отвергаем вторых. «Это мой класс!», «Это моя страна!», «Это моя вера!» - как часто подобные высказывания становятся началом межгрупповой вражды.Почему возникают межгрупповые конфликты? Что происходит с нами, когда мы выступаем от лица группы? Как улучшить отношения между разными сообществами? – вот основные вопросы, на которые пытаются ответить психологи, изучающие межгрупповые отношения. Наш курс состоит из трех частей. Сначала мы проанализируем разные объяснения межгрупповых конфликтов: поговорим о том, почему мы отвергаем «чужих». Затем рассмотрим, как мы воспринимаем и ведем себя по отношению к другим группам: обсудим, что такое стереотипы, предрассудки и групповая дискриминация. В завершение мы поговорим о психологических процедурах, которые помогают нам установить хорошие отношения с членами других групп: от убеждающих сообщений и художественных фильмов до организации личного контакта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с закономерностями формирования представлений, эмоций и поведения человека в межгрупповых отношениях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает психологические последствия и формы реакции на межгрупповую дифференциацию; применяет эти знания при анализе конкретных ситуаций межгрупповых конфликтов.
  • Знает структуру и последствия групповых предрассудков; применяет эти знания при анализе конкретных ситуаций межгрупповых конфликтов.
  • Знает структуру и последствия межгрупповой дифференциации; применяет эти знания при анализе конкретных ситуаций межгрупповых конфликтов.
  • Знает структуру и последствия стереотипов и межгрупповых эмоций; применяет эти знания при анализе конкретных ситуаций межгрупповых конфликтов.
  • Знает структуру, условия и последствия актуализации социальной идентичности; применяет их при анализе конкретных межгрупповых конфликтов.
  • Знает теории авторитарной личности и социального доминирования; применяет их при анализе конкретных межгрупповых конфликтов.
  • Знает теории реального группового конфликта, социальной идентичности и самокатегоризации; применяет их при анализе конкретных межгрупповых конфликтов.
  • Знает условия и последствия возникновения коллективного поведения; применяет эти знания при анализе конкретных ситуаций межгрупповых конфликтов.
  • Понимает возможности межгруппового контакта; применяет эти знания при создании программы улучшения межгрупповых отношений.
  • Понимает процесс формирования и изменения стереотипов и предрассудков; применяет эти знания при создании программы улучшения межгрупповых отношений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Индивидуальные причины межгруппового конфликта
  • Групповые причины межгруппового конфликта
  • Социальная идентичность: структура, факторы, последствия
  • Стереотипы и групповые эмоции
  • Предрассудки к аутгруппам
  • Межгрупповая дифференциация
  • Индивидуальный ответ на групповую дискриминацию
  • Коллективный ответ на групповую дискриминацию
  • Модификация стереотипов и предрассудков
  • Организация межгруппового контакта
  • Введение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Прослушивание лекций
  • неблокирующий Test
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.999 * Test + 0.001 * Прослушивание лекций
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Nelson, T. D. (2016). Handbook of Prejudice, Stereotyping, and Discrimination : 2nd Edition (Vol. Second edition). New York: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055322
  • Гулевич, О. А.  Психология межгрупповых отношений : учебник для бакалавриата и специалитета / О. А. Гулевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 345 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-10719-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431344 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Agadullina, E. R., & Lovakov, A. V. (2018). Are people more prejudiced towards groups that are perceived as coherent? A meta-analysis of the relationship between out-group entitativity and prejudice. The British Journal Of Social Psychology, 57(4), 703–731. https://doi.org/10.1111/bjso.12256
  • Amy J. C. Cuddy, Kellogg School Of Management, & Susan T. Fiske. (n.d.). 1 Warmth and Competence as Universal Dimensions of Social Perception: The Stereotype Content Model and the BIAS Map. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.745C6107
  • Becker, J. C., & Tausch, N. (2015). A dynamic model of engagement in normative and non-normative collective action: Psychological antecedents, consequences, and barriers. European Review of Social Psychology, 26(1), 43–92. https://doi.org/10.1080/10463283.2015.1094265
  • Brian Lickel, Norman Miller, Douglas M. Stenstrom, Thomas F. Denson, & Toni Schmader. (2006). Vicarious retribution: The role of collective blame in intergroup aggression. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7BC80CA7
  • Duckitt, J., Bizumic, B., Krauss, S. W., & Heled, E. (2010). A Tripartite Approach to Right-Wing Authoritarianism: The Authoritarianism-Conservatism-Traditionalism Model. Political Psychology, 31(5), 685–715. https://doi.org/10.1111/j.1467-9221.2010.00781.x
  • Equality Revisited: A Cultural Meta-Analysis of Intergroup Contact and Prejudice. (2018). Social Psychological and Personality Science, 9(8), 887–895. https://doi.org/10.1177/1948550617728993
  • Förster, J., & Liberman, N. (2004). A motivational model of post-suppressional rebound. European Review of Social Psychology, 15(1), 1–32. https://doi.org/10.1080/10463280340000081
  • Group-level self-definition and self-investment: A hierarchical (multi-component) model of in-group identification. (2008). Journal of Personality and Social Psychology, 95(1), 144–165. https://doi.org/10.1037/0022-3514.95.1.144
  • Haslam, N. (2006). Dehumanization: An Integrative Review. Personality & Social Psychology Review (Lawrence Erlbaum Associates), 10(3), 252–264. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr1003_4
  • Hodson, G., & Dhont, K. (2015). The person-based nature of prejudice: Individual difference predictors of intergroup negativity. European Review of Social Psychology, 26(1), 1–42. https://doi.org/10.1080/10463283.2015.1070018
  • Iyer, A., & Leach, C. (2008). Emotion in inter-group relations. European Review of Social Psychology, 19(1), 86–125. https://doi.org/10.1080/10463280802079738
  • Lange, P. A. M. V., Kruglanski, A. W., & Higgins, E. T. (2013). Handbook of Theories of Social Psychology : Collection: Volumes 1 & 2 (Vol. [Enhanced Credo edition]). Los Angeles [California]: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1216048
  • Major, B., McCoy, S., Kaiser, C., & Quinton, W. (2003). Prejudice and self-esteem: A transactional model. European Review of Social Psychology, 14(1), 77–104. https://doi.org/10.1080/10463280340000027
  • Perceived group variability in intergroup relations: The distinctive role of social identity. (1999). European Review of Social Psychology, 10, 41–74. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.8ff644ff.6bea.4268.9b5f.d402b354f142
  • Protesters as “passionate economists”: A dynamic dual pathway model of approach coping with collective disadvantage. (2012). Personality and Social Psychology Review, 16(2), 180–199. https://doi.org/10.1177/1088868311430835
  • Stangor, C., Swim, J. K., Sechrist, G. B., DeCoster, J., Van Allen, K. L., & Ottenbreit, A. (2003). Ask, Answer, and Announce: Three stages in perceiving and responding to discrimination. European Review of Social Psychology, 14(1), 277–311. https://doi.org/10.1080/10463280340000090
  • The Consequences of Perceived Discrimination for Psychological Well-Being: A Meta-Analytic Review. (2014). Psychological Bulletin, 140(4), 921–948. https://doi.org/10.1037/a0035754
  • The Imagined Contact Hypothesis. (2012). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F9E9C31F
  • The presence of the past: Identity continuity and group dynamics. (2015). European Review of Social Psychology, 26(1), 162. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dspace.library.uu.nl.1874.329781
  • Thomas F. Pettigrew. (n.d.). INTERPERSONAL RELATIONS AND GROUP PROCESSES A Meta-Analytic Test of Intergroup Contact Theory. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5FCBB03
  • Todd, A. R., & Galinsky, A. D. (2014). Perspective-Taking as a Strategy for Improving Intergroup Relations: Evidence, Mechanisms, and Qualifications. Social & Personality Psychology Compass, 8(7), 374–387. https://doi.org/10.1111/spc3.12116
  • Wohl, M. J. A. ( 1 ), Branscombe, N. R. ( 2 ), & Klar, Y. ( 3 ). (n.d.). Collective guilt: Emotional reactions when one’s group has done wrong or been wronged. European Review of Social Psychology, 17(1), 1–37. https://doi.org/10.1080/10463280600574815

Авторы

  • Шулятьева Дина Владимировна