• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Экокультурная психология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена введению в экокультурный подход к пониманию поведения человека, овладению основными понятиями и представлениями экокультурной психологии, ознакомлению с современными представлениями о связи эволюции, экологии, генетики, культуры и поведения человека, полученными из ряда смежных дисциплин (культурная экология, поведенческая экология человека, социобиология и эволюционная психология, историческая психология, психогенетика и т.д.). Данная дисциплина направлена на формирование у студентов системы мета-теоретических, теоретических и методологических знаний и навыков для анализа, понимания, описания и объяснения поведения человека в широком экологическом и темпоральном контексте
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является формирование мета-теоретических, теоретических и методологических навыков, необходимых для анализа и объяснения человеческого поведения в широком экологическом и темпоральном контексте. При этом основное внимание уделяется освоению основных принципов экокультурного подхода, включая понимание эволюционных основ поведения человека и анализ влияния экологического и социополитического контекста на биологическую и культурную адаптацию. Он также направлен на развитие умения анализировать взаимосвязи между экологией, генетикой, культурой и поведением.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знаком с понятием и методами полевой работы, а также с проблематикой изучения WEIRD-обществ
  • Студент знаком с экокультурной моделью Дж. Берри и может объяснить ее основные принципы
  • Студент знает четыре вопроса Н. Тинбергена и понимает их значение для изучения поведения в различных культурах
  • Студент знаком с концепцией стратегий истории жизни и может применять ее для анализа поведения в различных культурах
  • Студент знает основы макропсихологии и исторической психологии и понимает их взаимосвязь с другими областями психологией.
  • Студент знает теоретические основы социобиологии и эволюционной психологии, а также умеет распознавать общие заблуждения в этих областях.
  • Студент знает принципы кумулятивной культурной эволюции и может анализировать их влияние на развитие культур.
  • Студент осведомлен о концепции биокультурных групп.
  • Студент осведомлен о понятии эволюционного несоответствия и может объяснить его влияние на поведение человека и общественные процессы.
  • Студент осведомлен о широтных градиентов и социальной биогеографии, и понимает их роль в адаптационных процессах.
  • Студент знаком с понятиями аккомодации и конструирования ниши.
  • Студент знаком с теориями стресса от патогенов, холодных зим и модернизации Р. Инглхарта, и понимает их роль в объяснении человеческого поведения и социальных процессов.
  • Студент знает основные принципы теории эмансипации К. Вельцеля и эволюционной социологии Дж. Тёрнера.
  • Студент знает о понятии антропоцена и осознает его связь и влияние на текущие вызовы в области экологической и социальной адаптации.
  • Студент осведомлен о принципах генно-культурной коэволюции и может применять эти знания при анализе социально-психологических явлений.
  • Студент знаком с концепциями социальной экологии человека и разнообразия ниш и понимает их значение в контексте адаптации поведения.
  • Студент осведомлен о теории экологических систем У. Бронфенбреннера, модели М. Дугласа и многоуровневой "арковой" модели Дж. Берри, и способен эффективно использовать их для практического анализа социально-психологических феноменов.
  • Студент осведомлен о теории регалийных и кунгических социальных структур А. Фога.
  • Студент знает концепции реляционной мобильности и реляционных моделей А. Фиск и умеет применять их для анализа межличностных и межгрупповых взаимодействий.
  • Студент владеет знаниями о том, как темперамент и личностные характеристики изучаются через призму социокультурных моделей, и способен использовать эти знания при анализе поведенческих паттернов.
  • Студент имеет понимание о роли морали в формировании основ для сотрудничества и имеет знания о ключевых принципах и значениях пуританизма.
  • Студент осведомлен о влиянии социального неравенства, социальной ценности, статуса и межгрупповой конкуренции на социальное познание и восприятие.
  • Студент знает социофункциональные подходы к межгрупповой предвзятости С. Нюберга, Дж. Синна и др. и может использовать эти подходы при анализе межгрупповых отношений.
  • Студент осведомлен о таких социальных феноменах как этноцентризм, национализм, расизм и культурная дистанция и способен анализировать их роль в формировании межгрупповых отношений.
  • Студент осведомлен о понятии субъективного благополучия и понимает его связь с экокультурными факторами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Базовые принципы экокультурного подхода
  • Тема 2. Эволюционные основы поведения человека
  • Тема 3. Влияние экологического и социополитического контекста на биологическую и культурную адаптацию
  • Тема 4. Взаимосвязь экологии, генетики, культуры и поведения
  • Тема 5. Использование экокультурного подхода для изучения индивидуальных различий и межгрупповых отношений
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активное участие на семинарах
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 презентация 1+ 0.25 презентация 2 +0.2 активность на семинарах + 0.3 эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cognitive archaeology and human evolution, , 2009
  • Cross-cultural psychology : research and applications, Berry, J. W., 2013
  • Cultural evolution : society, technology, language, and religion, , 2013
  • Evolution and genetics for psychology, Nettle, D., 2009
  • Evolution and the big questions : sex, race, religion, and other matters, Stamos, D. N., 2008
  • How culture makes us human : primate social evolution and the formation of human societies, Read, D. W., 2012
  • Social evolution and sociological categories, Hirst, P. Q., 1976
  • The origin and evolution of cultures, Boyd, R., 2005
  • Theoretical psychology - contemporary readings. Vol.1: Contemporary theoretical psychology, , 2012
  • Кросс - культурная психология : исследования и применение, Берри, Дж. В., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A cooperative species: human reciprocity and its evolution, Bowles, S., 2011
  • Charles Darwin and the question of evolution : a brief history with documents, Herbert, S., 2011
  • Comparative social evolution, , 2017
  • Evolution and design of institutions, , 2012
  • Evolution and human sexual behavior, Gray, P. B., 2013
  • Human institutions : a theory of societal evolution, Turner, J. H., 2003
  • Rethinking social evolution : the perspective from middle-range societies, Rousseau, J., 2006
  • Sensory ecology, behaviour, and evolution, Stevens, M., 2013
  • Social behavior : genes, ecology, and evolution, , 2010
  • Social cognition : from brains to culture, Fiske, S. T., 2017
  • The evolution of cooperation, Axelrod, R., 2006
  • The evolution of Darwinism : selection, adaptation, and progress in evolutionary biology, Shanahan, T., 2004
  • Экономика всего : как институты определяют нашу жизнь, Аузан, А., 2021

Авторы

  • Григорьев Дмитрий Сергеевич