• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Социально-философские и политические основания формирования редакционной политики по основным вопросам повестки дня

Статус: Майнор
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социально-философские и политические основания формирования редакционной политики по основным вопросам повестки дня» является своеобразным введением в то, что можно назвать метажурналистикой и посвящён политическим, мировоззренческим и психологическим основаниям деятельности по информированию общественности, той деятельности без которой не обходилось и не обходится ни одно человеческое общество. Хотим мы этого или нет, но новости, информация не возникают и не существуют сами по себе, в отрыве от того общества, где они конструируются и производятся. Информация, новости — вторичны по отношению к культуре, обществу в котором они порождены. Цель курса — продемонстрировать эту вторичность, показать, что редакционная политика СМИ: от крупнейших медиахолдингов и заканчивая блогером или автором Телеграм-канала, всегда являются выразителями тех или иных социальных позиций, интересов, что медиа занимаются не столько и не только информированием, сколько конструированием социальной реальности, формированием повестки дня и через них формированием массового сознания общества. В рамках курса будут разобраны базовые категории социального знания, вызывающие сегодня многочисленные дискуссии и споры: ценности, социальная реальность, культура, цивилизация, интерес; продемонстрировано отличия формационного и цивилизационного подходов к развитию общества, эвристические преимущества последнего; подчёркнуты особенности информационных процессов в российском обществе. Также студенты познакомятся с механизмами работы редакционных коллективов как институтов, объединённых мировоззренческой и политической позицией, особенностями взаимодействия медиа с государством, крупным бизнесом и обществом, будут выявлены основные закономерности функционирования СМИ сегодня, основные факторы, влияющие на их деятельность. Будут продемонстрированы особенности идейного противостояния в современном мире, и, вытекающие из этого необходимые «гигиенические» навыки медиапотребления. Студенты освоят основные навыки фактчекинга, вычленения явных и скрытых смыслов текста.