2023/2024
Медиапсихологические исследования
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
2-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Джура Алексей Павлович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Медиапсихология предполагает изучение эмоциональных, когнитивных, поведенческих, нейрофизиологических и социально-психологических феноменов, возникающих в жизни личности и общества, погруженных в контекст современной медиакультуры. Она охватывает широкий круг вопросов и проблем: как личность меняется во взаимодействии с медиа? Как меняется коммуникация между людьми при наличии посредника в виде медиа? С какими вызовами в области психического здоровья мы сталкиваемся и будем вынуждены столкнуться, учитывая возрастающую степень влияния медиа на индивидуальную и социальную жизнь? Как медиа задействуют психологические механизмы для влияния на аудиторию?Научно-исследовательский семинар направлен на ознакомление с современными научными представлениями о психологических проблемах медиакоммуникаций, инструментами их диагностики и описания. Семинар позволит студентам выполнить научные работы по широкому кругу тем: от психологических эффектов медиавоздействия, включая формирование установок, настроений и стереотипов, до медиазависимости и медиабезопасности, психологии медиапотребления и даже трансформации роли традиционных психотерапевтических (и шире – помогающих) практик в контексте медиаполя.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представление о проблемном поле медиапсихологии, её предметной области, принципах и направлениях исследований, а также о состоянии современной научной дискуссии вокруг предмета медиапсихологии.
- Освоить основные методы и методики исследования психологических эффектов массмедиа.
- Получить практический опыт проведения научных изысканий в области медиапсихологии и с использованием методов медиапсихологии.
Планируемые результаты обучения
- воспроизводит определения ключевых понятий медиапсихологии
- перечисляет основные проблемные области медиапсихологии
- формулирует идеи для проведения медиапсихологических исследований
- перечисляет методы проведения медиапсихологических исследований
- называет практические инструменты медиапсихологической культуры
- интерпретирует тексты медиапсихологических исследований
- решает задачи по идентификации психологических медиаэффектов и процессов в конкретном фактическом материале
- обсуждает проблемы медиапсихологических исследований
- доказывает валидность выбранных методов и методик для решения исследовательской задачи, поставленной в рамках выполнения исследования
- обобщает данные о теоретических подходах к определению предмета медиапсихологии
- переосмысляет теоретический базис медиапсихологии с учётом материала, полученного в результате собственных изысканий
- выдвигает гипотезы о новых тенденциях развития медиа в контексте психологических обстоятельств, феноменов и последствий взаимодействия личности и медиа
- проектирует инновационные инструменты изучения медиапсихологических феноменов и проблем
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Предметное поле медиапсихологии
- Тема 2. Методы медиапсихологии
- Тема 3. Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы
- Тема 4. Психология медиапроизводства и медиамаркетинга
- Тема 5. Психология медиапотребления
- Тема 6. Психология медиакоммуникативного взаимодействия в отношении молодёжной аудитории
- Тема 7. Медиаобразование как проблема медиапсихологии
- Тема 8. Медиаиммунитет и медиакомпетентность как условия эффективного поведения и информационной безопасности личности в современном медиамире
Элементы контроля
- Посещаемость
- Тестирование
- Работа на семинарах
- Критическое чтение
- ИсследованиеПодготовка исследования – центральная практическая и образовательная задача, которую решает Семинар. Учебные научные исследования студентов проводятся индивидуально либо в микрогруппах до 2 человек самостоятельно с доступом к регулярной обратной связи от преподавателя по каждому из структурных элементов исследования (на очных семинарах либо на синхронных онлайн консультациях). Студенты пройдут весь цикл исследования от поиска темы в рамках предметной области до презентации результатов исследования. Исследование носит научно-прикладной характер (метод применяется к конкретному фактическому материалу), в отличие от рефлексивного эссе (другой элемент контроля), которое носит теоретический характер (мета-анализ, работа с существующими исследованиями, научными источниками).
- Аналитическое эссе
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.2 * Аналитическое эссе + 0.4 * Исследование + 0.1 * Критическое чтение + 0.05 * Посещаемость + 0.2 * Работа на семинарах + 0.05 * Тестирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Психология массовых коммуникаций : учебник / А.М. Руденко, А.В. Литвинова; под ред. А.М. Руденко. — Москва. : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 303 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/23673. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048186
Рекомендуемая дополнительная литература
- Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383