• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Буддизм как философия и религия: история и современность

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Буддизм является одной из мировых религий, количество буддистов в мире превышает 1 млрд чел. К буддизму существует огромный интерес не только в странах, где он является государственной религией, но и в Европе и Америке. Священные тексты буддизма, систематизированные в Палийском каноне, а также ряд базовых сочинений школ мадхьямака и йогачара, доступны сегодня русскоязычному читателю в переводах. Учение буддизма не так просто, как может показаться при поверхностном к нему отношении. Священные тексты буддизма не дают ответов на многие вопросы, которые естественно возникают у человека, воспитанного западной культурой. Например, они не начинаются с ответов на вопросы: как устроен мир? Что есть первоначало всех вещей. Западная философия начиналась именно с этих вопросов. Но буддисты считают ответы на них ненужными для решения главной проблемы человеческой жизни – проблемы освобождения от страданий, тем более острой, что они воспроизводятся бессчетное количество раз для индивидуального сознания, переселяющегося из тела в тела по закону воздаяния за прижизненные деяния (карма). Буддийская философия, начинаясь с иных вопросов и как критика религии брахманизма еще в древности отказывается рассуждать о сущности вещей и вводит в индийскую философию феноменологический метод, до которого западная философская мысль доходит только в XIX веке. В курсе дается краткий очерк о религиозной стороне буддизма и разбираются основные буддийские концепции, содержащиеся в «Сутта-нипате» в переводах Т. Елизаренковой, Б. Захарьина, А. Парибка, махаянские трактаты школы мадхьямака, созданные Нагарджуной, и «Энциклопедия абхидхармы» («Абхидхармакоша») Васубандху, публикации о современных школах буддизма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить информацию о буддизме как теоретическом мировоззрении и совокупности культовых практик, существующих и видоизменяющихся в течение более 2,5 тысяч лет
  • Познакомить студентов гуманитарных специальностей с главными течениями и школами буддизма в разных регионах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыком объяснения структуры Палийского канона;
  • владеть навыком объяснения специфики буддийского мировоззрения в сравнении с другими религиями и философскими системами Индии.
  • уметь интерпретировать буддийскую мифологию
  • воспроизводить основные отличия махаяны от тхеравады
  • анализировать концептуальное содержание главных сутр махаяны
  • воспроизводить и интерпретировать основные отличия современной интерпретации учения ваджраяны (колесницы-молнии) Оле Нидала от учений двух предшествующих колесниц: тхераваны и махаяны.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Зарождение и распространение буддизма как шраманской практики
  • Тема 2. Мифология и практики буддизма
  • Тема 3. Что в человеке привязывает его к страданию? (Смыслы Четвертой проповеди Будды)
  • Тема 4. Эволюция Будда-дхармы в махаянских сутрах
  • Тема 5. Философия школы мадхьямака (школы срединного пути)
  • Тема 6. Школа йогачара и ее идеи
  • Тема 7. Современная рецепция ваджраяны в учении Оле Нидала
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Отекущ.контр. = 0,4·Одокл. + 0,2·Одискус. +0,2·Оконтр. + 0,1·Опосещ. + 0,1·Оконсп.темы
  • неблокирующий Посещаемость занятий
    За каждое посещение занятия начисляется 0,1 балла
  • неблокирующий Участие в дискуссиях
    За активность на каждом семинаре начисляется 0, 2 балла
  • неблокирующий Контрольное тестирование
    Задание в форме закрытого текста рассылается студентам. Выполненные задания возвращаются преподавателю.
  • неблокирующий Конспектирование темы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.3 * Доклад + 0.2 * Конспектирование темы + 0.2 * Контрольное тестирование + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.2 * Участие в дискуссиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Буддизм Нагарджуны : религиозно-философские трактаты, Андросов, В. П., 2000
  • Буддийская философия мысли, Пятигорский, А. М., 2020
  • Введение в общее религиоведение : учебник для вузов, Яблоков, И. Н., 2007
  • Введение в религиоведение: теория, история и современные религии : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Радугин, А. А., 2004
  • Калимуллин, Р. Х. Введение в религиоведение : учебное пособие / Р. Х. Калимуллин. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2012. — 232 с. — ISBN 978-5-87978-649-I. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/56668 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Индийские философы о природе восприятия: Дигнага и его оппоненты : тексты и исследования, Лысенко, В. Г., 2022

Авторы

  • Канаева Наталия Алексеевна