2023/2024
Практики переговоров
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Ежедневно большинство из нас оказывается в ситуации вавилонского столпотворения: мы не можем найти общий язык с другими людьми. Это приводит к невозможности объединить усилия в совместной плодотворной работе, а также к ненужным и порой длительным конфликтам. Используя богатый исторический и современный материал, студенты смогут изучить переговоры как инструмент предупреждения и преодоления конфликтов; как ситуацию конструктивного взаимодействия с учётом как своих интересов, так и интересов второй стороны; как вид деятельности; как стратегию, позволяющую прийти к соглашению в случае конфликта интересов; как тактику влияния при разрешении споров; как средство достижения больших целей (получить от других людей то, чего хочет субъект переговоров и разрешить возникшие при этом разногласия); как метод противостояния чужим манипуляциям и работы с мотивацией других людей.Это практико-ориентированный курс, учитывающий специфику различных переговорных ситуаций, - переговоры в корпоративной среде, в деловой переписке, в сложных условиях, в быту и др.
Цель освоения дисциплины
- Овладеть логическими и риторическими инструментами переговоров;
- Изучить ключевые жанры переговоров
Планируемые результаты обучения
- Перечисляет требования к тезису, доводу
- Показывает тезис и довод в тексте
- Применяет инструменты построения линии доказательства в ситуации конструктивного убеждения
- Отличает демагогическую и содержательную аргументацию в собственных рассуждениях (письменных и устных) и показывает способность отдавать предпочтение второй
- Выделяет “тёмные места” текстов, рассуждений
- Переформулирует понятия форм логического мышления
- Отличает дедуктивный, индуктивный способы рассуждения
- Преобразует понятия и соотношение между ними в круги Эйлера
- Иллюстрирует релевантными примерами действие эффектов, инструментов, ошибок, уловок, принципов, описанных в курсе
- Доказывает с применением компетенций критического мышления выбранный тезис
- Обобщает различные исследовательские позиции по анализируемому вопросу
- Прогнозирует развитие инструментов критического мышления в перспективе меняющейся социальной ситуации
- Называет методы коммуникаций для решения конкретных целей и задач бизнеса
- Перечисляет ключевые компетенции успешного переговорщика
- Воспроизводит логическую и риторическую структуру переговоров
- Применяет структуру аргументации к ситуации любой убеждающей коммуникации
- Демонстрирует умение преодолевать ложные доводы и логико-риторические уловки в процессе коммуникации
- Демонстрирует управление двусторонней и многосторонней коммуникацией
- Перечисляет инструменты и шаги по организации двусторонней и многосторонней коммуникации
- Озвучивает ясную линию аргументации позиции
- Идентифицирует психологические особенности переговорной позиции
- Идентифицирует жанры переговоров
- Демонстрирует критическое переосмысление материала предлагаемых теоретических работ в области переговорного процесса
- Определяет индивидуальный стиль ведения переговоров в публичных конфликтах с опорой на экспертизу основного образовательного профиля
- Выявляет различия в позициях авторов по выбранному исследовательскому вопросу
Содержание учебной дисциплины
- Введение. План курса. Исследования переговоров.
- Принципы правильных рассуждений
- Принципы убеждения
- Тактики контраргументации
- Логико-риторические уловки
- Манипуляции и противодействие им
- Сложные переговоры
- Развитие “переговорных” состояний
- Техники обратной связи в переговорах
- (семинар 5 июня)
Элементы контроля
- Посещаемость
- Работа на семинарахВес видов активности: - Обсуждения (50% оценки) - Практическое задание (50% оценки)
- ВовлеченностьДанный элемент контроля включён в программу дисциплины ввиду специфики проводимого курса: онлайн-формат более требователен к оценке того, насколько студент включён в обучающий процесс.
- ТестированиеДанный элемент контроля предполагает выполнение тестов, заранее сформированных в системе SmartLMS. Оценивание производится автоматически.
- ДебатыДанный элемент контроля представляет собой ключевую практику курса. Дебаты моделируют процесс конструктивных переговоров, при этом позволяют продемонстрировать владение всеми изученными тактиками, техниками, приёмами. Оценивание производится как самими участниками, так и жюри в лице преподавателей.
- Критическое чтениеЭлемент контроля повышенной сложности. Выполнение – на усмотрение студента. Проводится в письменной форме. Выполняется в течение всего курса. Письменная рефлексия по прочитанным текстам в программе Perusall. Задание повышенной сложности.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.05 * Вовлеченность + 0.3 * Дебаты + 0.2 * Критическое чтение + 0.05 * Посещаемость + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Тестирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 21086 - Р. Фишер - Переговоры без поражения (краткое изложение) - 9785961400160kkaudio - КнигиКратко - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21086
- Международные переговоры - Лашко С.И., Мартыненко И.О. - РИОР - 2021 - https://znanium.com/catalog/product/1815499 - 966980 - ZNANIUM
- Переговоры без поражения. Гарвардский метод, Фишер, Р., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 3007 - Г.Кеннеди - Переговоры: Полный курс - 9785961438833 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/3007
- Искусство спора : о теории и практике спора, Поварнин, С. И., 2009
- Поварнин, С. И. Спор. О теории и практике спора / С. И. Поварнин , ответственный редактор В. И. Аннушкиин. — 8-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 120 с. — ISBN 978-5-89349-414-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/232685 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Психология критического мышления, Халперн, Д., 2000