• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Социологический анализ медиатекстов

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Давыдов Сергей Геннадьевич, Еремина Алина Равшановна, Сапонова Анастасия Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В современной социологии существует множество подходов к анализу медиатекстов. Лекционная часть дисциплины предполагает рассмотрение различных определений текста, документа и дискурса, ключевых методов изучения различных типов медийных текстов, включая возможности и ограничения. На семинарских занятиях слушатели освоят основы контент-анализа, анализа дискурса, нарративного анализа, анализа фреймов, визуального анализа и др. В качестве объектов изучения будут предложены информационные материалы СМИ, художественные медиатексты (песни, фильмы и др.), а также контент, генерируемый пользователями социальных сетей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение теоретических основ и методов социологического анализа медийных текстов.
  • Формирование навыков проектирования социологического исследования медийных текстов.
  • Развитие компетенций групповой исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Последовательно осуществлять этапы контент анализа медийных текстов, включая моделирование выборки, разработку категорий анализа и кодировку сообщений.
  • Представлять результаты социологического анализа медийных текстов в различных форматах.
  • Применять на практике различные приемы анализа медийных текстов (визуальный анализ, нарративный анализ, анализ дискурса, интент-анализ и т.д.).
  • Составлять программу социологического исследования медийных текстов, включая формулирование рабочей гипотезы, выработку методологических и методических оснований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Документ, текст, дискурс.
  • Структура социологического исследования медийных текстов.
  • Контент-анализ как метод социальных исследований: общий обзор.
  • Контент-анализ: история метода.
  • Основные этапы и процедура проведения контент-анализа.
  • Анализ и интерпретация данных.
  • Визуальный анализ медийных текстов.
  • Интенции в медийных текстах. Метод интент-анализа.
  • Анализ повестки дня и фреймов в медиа.
  • Основные приемы дискурс-анализа.
  • Нарративный анализ.
  • Комплексный анализ медийного текста (на примере художественных фильмов и сериалов).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Защита исследовательского проекта
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Семинары
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Групповой проект + 0.3 * Домашнее задание + 0.11 * Защита исследовательского проекта + 0.29 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маркетинговые исследования : учебник для магистров, Галицкий, Е. Б., 2012
  • Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. Н., 2009
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carson, D. (2001). Qualitative Marketing Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593394
  • Franses, P. H., & Paap, R. (2001). Quantitative Models in Marketing Research. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=73143
  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017