• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Советская культурная политика: институты и механизмы управления

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Советская культурная политика нередко описывается в категориях утопических проектов социалистического государства, целью которого было создание «человека нового типа». Однако данный курс предполагает иной взгляд на советское общество как пространство отнюдь не однородное, часто разнонаправленное, а иногда — хаотичное и противоречивое, фокусируя внимание слушателей на новые институты, сформировавшиеся как благодаря, так и вопреки советской культурной политике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - Определение целеполагания и замысла советского культурного проекта: советская массовая культура, историческая память, музеефикация и т.д. - Ознакомление со способами интерпретации механизмов управления культуры в советском обществе - Определение объектов культурной политики и их связь с политической ситуацией в обществе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает специфику домарксисткого социализма, марксизма и разных версий анархизма
  • От философии Гегеля к марксизму. Философская антропология К.Маркса. Понятие отчуждения. Профетическая роль философии в марксизме. Эсхатологический мессианизм марксистского мировоззрения. Пролетариат как мессианский класс.
  • Получение навыков различения гегельянских корней русского марксизма и умение прослеживать идеологический спектр в институциональном становлении философских школ.
  • Ориентируется в ключевых категориях классического марксизма
  • Ориентируется в ключевых категориях марксизма
  • Ориентируется в динамике развития марксизма в XX веке
  • Объясняет, как формировался дискурс "культуры" в тезисах Ленина и партийных дискуссиях.
  • Объясняет особенности советского проекта Просвещения в конце 1920-х гг.: его главные отличия от культурной политики эпохи НЭПа и роль государства в формировании новых культурных практик.
  • Объясняет и интерпретирует реальные итоги культурной революции в СССР
  • Объясняет специфику советского поколения
  • Объясняет особенности национальной политики СССР в 1930-е годы
  • Объясняет особенности культурной политики эпохи позднего социализма
  • Объясняет особенности советской культурной дипломатии
  • Отличает принципы эксплицитной и имплицитной политики
  • Определяет основные модели культурной политики и их трансформаций
  • Определяет основные культурные тренды в современной России
  • Определяет специфику распределенного образа жизни
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Советский проект: предпосылки и теоретическая база.
  • Тема 2. Зарождение культурной революции в СССР: философия, проблематика, теоретический аппарат.
  • Тема 3. Советский проект Просвещения. Создание человека нового типа как результат культурной революции (Конец 1920-х гг.)
  • Тема 4. Завершение культурной революции в условиях «классовой войны»: «великий перелом» (1932-1939).
  • • Тема 5. «Делегаты массы»: формирование новой советской элиты.
  • Тема 6. Советская национально-культурная политика (1922—1941).
  • Тема 7. Механизмы управления культурой в СССР. Эпоха позднего социализма
  • Тема 8. Институты культурной дипломатии.
  • Тема 9. Пропаганда в СССР: институты и практики.
  • Тема 10. Современная российская культурная политика.
  • Тема 11. Культурные практики современной России.
  • Тема 12. Распределенный образ жизни.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Activity
  • неблокирующий Report
  • неблокирующий Essay
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.5 * Activity + 0.2 * Essay + 0.3 * Report
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Империя "положительной деятельности" : нации и национализм в СССР, 1923-1939, Мартин, Т., 2011
  • История елочной игрушки, или Как наряжали советскую елку, Сальникова, А., 2011
  • Капиталистическое отчуждение труда и кризис современной цивилизации : научное издание, Бахитов, С. Б., 2018
  • Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии : с прил.: К. Маркс "Тезисы о Фейербахе", Энгельс, Ф., 1953
  • Манифест Коммунистической партии, Маркс, К., 1987
  • Немецкая идеология : с прил. ст. Ф. Энгельса "Истинные социалисты", Маркс, К., 1935
  • Разочарованные мечтатели: советское общество 1920-х гг., Великанова, О. В., 2017
  • Хестанов, Р. (2012). Генезис культурной политики и возникновение массовой культуры в СССР (1917-1953). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.47D709E0
  • Это было навсегда, пока не кончилось : последнее советское поколение, Юрчак, А., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Советский кишлак : между колониализмом и модернизацией, Абашин, С. Н., 2015

Авторы

  • Калашников Владимир Борисович
  • Казакова Ольга Владимировна