2023/2024
Современный городской фольклор
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Мороз Андрей Борисович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен изучению принципов и закономерностей формирования, бытования современного городского фольклора и его прагматике. Фольклор большого города представляет собой сложный конгломерат разного рода явлений (текстов, обрядов, верований, слухов, толков), как восходящих к различным этническим, локальным, региональным культурным традициям, так и формирующихся собственно в городской среде. Существенно более сложная, чем в «классической» сельской традиции, система распространения и бытования (устный, печатный, аудиовизуальный) информации, в особенности в условиях всеобщего использования интернета, неоднородная социальная среда, сложно организованное, часто агрессивное городское пространство, которое нуждается в «освоении», сложные коммуникативные связи между жителями города, принадлежащими к различным группам, влияние субкультур и ряд других факторов делают современный городской фольклор многослойным и сложным явлением. Академический интерес к нему возник относительно недавно (середина XX в. на Западе, конец XX в. в России), а подходы и методы его анализа и осмысления различаются своей разнонаправленностью: от попыток собственно фольклористического (концепция «городского текста»), психологического (А.Дандес) или социологического (Л.Дег и др.) осмысления до прикладной антропологии, использующей его в реорганизации городского пространства или т.н. «фольклорного брендирования регионов».
Цель освоения дисциплины
- знакомство студентов с важнейшими понятиями, связанными с фольклором и городским фольклором в частности как особым типом культуры формирование у студентов навыков устного и письменного анализа фольклорных текстов развитие у студентов комплексного подхода к фольклору как к коммуникативному инструменту, способу организации сообщества и порождаемого сообществами культурного продукта развитие у студентов умения видеть фольклорный текст в социальном и этнографическом контекстах подготовка студентов к дальнейшей исследовательской деятельности
Планируемые результаты обучения
- Владеть представлениями о современном городских традициях, о понятийном аппарате, применяемом при его описании, об основных жанрах современного городского фольклора, подходах к его описанию и исследованию, типологических связях с традиционным фольклором.
- Знать, понимать специфику фольклора как особой формы культуры
- Уметь анализировать фольклорные тексты исходя из их специфики
- Владеть материалом в области современного фольклора различных городских сообществ
- Уметь вычленять в информационном потоке фольклорные мотивы и анализировать их
- Уметь проводить собственное полевое исследование городского фольклора в интернете, медиа и офлайне
- Уметь анализировать фольклорный текст с точки зрения его генезиса, работать с вариантами, искать прототипы и сопоставлять версии
- Уметь комментировать фольклорный текст с точки зрения его прагматики, коммуникативной роли, особенностей бытования, среды распространения, соотносить его с эпохой и социальной средой
- Проявлять осведомленность в области современной и классической научной литературы по городскому фольклору
- Уметь создавать комплексное описание фольклорного явления с учетом различных методов анализа
- Уметь выступать в дискуссии на тему современного фольклора, аргументированно отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонента
- Уметь анализировать место и роль фольклорного факта в жизни сообщества, выявлять пути трансформации, развития, угасания фольклорной традиции
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Специфика фольклора как устной культуры. Фольклор в городе.
- Раздел 2. Фольклор города в многообразии ритуальных и речевых форм
- Раздел 3. Формы бытования и трансляции фольклора в современном городе
- Раздел 4. Фольклор - не фольклор - постфольклор - парафольклор
Элементы контроля
- Работа на семинарахАктивность студентов на семинарских занятиях предполагает участие в дискуссии, в ходе которой студент демонстрирует владение материалом и знание литературы по обсуждаемому вопросу, а также умение ставить проблему и анализировать материал
- Собственное полевое исследованиеСтудент в ходе курса должен провести собственное полевое исследование городского фольклора и представить результаты. Результаты представляют собой архив (пруфы интервью и их расшифровку, а результат интернет-исследования) и основанный на собранном материале текст - описание и анализ рассматриваемого явления
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.4 * Работа на семинарах + 0.6 * Собственное полевое исследование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры, Богданов, К.А., 2009
- Аспекты мифа, Элиаде, М., 2014
- Миф - фольклор - литература, , 1978
- Миф и человек. Человек и сакральное, Кайуа, Р., 2003
- Прагматика фольклора, Адоньева, С. Б., 2022
- Сталинский фольклор, Миллер, Ф., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- "Наивная литература" : исследования и тексты, , 2001
- Повседневность и мифология : исследования по семиотике фольклорной действительности, Богданов, К. А., 2001
- Повседневность русских городских обывателей : историч. анекдоты из провинциальной жизни XVIII в., Каменский, А. Б., 2007
- Русские песни и романсы, Гусев В.Е., 1989
- Русский анекдот : текст и речевой жанр, Шмелева, Е. Я., 2002
- Социальная реальность и социальная мифология. Т.1: ., , 2020
- Фамилистические исследования. Т.1: Социологический анализ литературных и фольклорных текстов, , 2009