• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Психология утраты и травмы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Банников Геннадий Сергеевич, Ефимова Анна Алексеевна, Коган-Лернер Лина Борисовна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Психология утраты и травмы» направлена на формирование системы знаний и практических навыков в области психологии кризисных и экстремальных ситуаций для осуществления профессиональной научной, методической и практической деятельности по данному направлению. В рамках освоения этой дисциплины формируются теоретические представления о переживании утраты близкого человека; происходит знакомство с понятием психической травмы и её последствиями; осваиваются навыки психологического консультирования и психотерапии в кризисных ситуациях и в ситуации горевания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование системы знаний и практических навыков в области психологии кризисных и экстремальных ситуаций для осуществления профессиональной научной, методической и практической деятельности по данному направлению.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает методики, способствующие выявлению кризисного состояния. Умеет определить механизм развития самоповреждающего поведения и построить стратегию работы с клиентом.
  • Знает о логике и некоторых техниках работы в ситуа-ции острого горя и рамках психотерапии горевания.
  • Знает основные классические и современные концепции нормального и осложненного горевания, имеет представление о факторах, осложняющих процесс горевания, владеет некоторыми техниками психологического консультирования в ситуации острого горя.
  • Имеет представление об истории психологии горя, ориентируется в основных концепциях горевания и переживания утраты.
  • Имеет представления об основных концепциях и понятиях психологии стресса и травмы, обладает навыками, необходимыми для диагностики и осуществления вмешательства в кризисных ситуациях.
  • Способен выделять признаки ОСР и ПТСР, проявлений реакций патологического горевания.
  • Способен на основании клинико–феноменологического метода, дополнительных методик определять личностные особенности способствующие развитию патологических реакций горевания.
  • Способен сформулировать основные отличия простого и осложненного горя, знает о факторах осложненного горевания.
  • Умеет выделять проявления суицидального кризиса.
  • Умеет сравнивать основные теоретические концепции развития патологического горевания. Знает основные психотерапевтические подходы по работе с патологическим горем.
  • Умеет сформулировать стратегию работы с семьей, в ситуации утраты. Знает основные мишени и техники работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Психология и психотерапия травмы
  • 1.1. Реакции утраты в норме и патологии. Определение ОСР, ПТСР, стратегии работы с в зависимости от механизмов фиксации травмы.
  • 1.2. Основные теоретические подходы к возникновению травмы и стратегии работы с ней.
  • 1.3. Роль личностных особенностей в формировании патологических реакций горевания.
  • 1.4. Понятие кризисного суицидального синдрома, суицидальный нарратив.
  • 1.5. Диагностика кризисного состояния и стратегия работы с ними.
  • Раздел 2. Психология и психотерапия утраты и горя
  • 2.1. Психология утраты. Феноменология нормального горя.
  • 2.2. Осложненное горе: диагностика и феноменология.
  • 2.3. Техники работы с нормальным и осложненным горем (психологическое консультирование и психотерапия).
  • 2.4. Горе в семейной системе. Техники работы с семьей в ситуации утраты.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Эссе - анализ фильма с точки зрения процесса горевания
    Вопросы разработаны с учетом знаний, полученных на лекциях и семинарах, требующих владением материалом и профессионально-творческим преломлением поставленной проблемы (формулировки гипотез, рекомендации, вывод с обоснованием) 1 Какие у вас были эмоциональные реакции на разных этапах просмотра фильма? Что больше всего «задело» (взволновало, разозлило, обрадовало, др)? 2 Какие стадии проживания горя вы могли бы выделить? Соответствуют ли они тем моделям, которые были рассмотрены на занятиях? В чем их несоответствие? Если возможно напишете почему. 3 Какие механизмы фиксации травмы вы можете выделить? (опишите их). 4 Наблюдаются ли признаки/симптомы патологического горевания? (опишите их) 5 Существует ли риск развития риск развития суицидального поведения? Какой механизм развития/мотивы суицидального поведения наиболее вероятен? 6 Напишите, как бы вы построили стратегию индивидуального, семейного консультирования?
  • неблокирующий Анализ кейса (работа с острым горем)
    Анализ предложенных кейсов с точки зрения современных представлений о горевании в семье
  • неблокирующий Участие в тренинговых упражнениях
    Тренинговые упражнения (диагностика, феноменология нормального горя; базовые навыки консультирования в ситуации острого горя)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.3 * Анализ кейса (работа с острым горем) + 0.4 * Участие в тренинговых упражнениях + 0.3 * Эссе - анализ фильма с точки зрения процесса горевания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. - 3-е изд. — Санк-Петербург : Питер, 2015. — 496 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-01930-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054598
  • Волкан, В. З. Жизнь после утраты: Психология горевания / В. З. Волкан , научный редактор К. В. Ягнюк , перевод с английского К. В. Куркина. — 2-е изд. — Москва : Когито-центр, 2017. — 160 с. — ISBN 978-5-89353-418-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109314 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Клиническая психология, , 2007
  • Клиническая психология. Т.1: Общая патопсихология, , 2013
  • Клиническая психология. Т.2: Частная патопсихология, , 2013
  • Психотерапия : психологические модели, Бурлачук, Л. Ф., 2007
  • Психотерапия : учебник для мед. вузов, Абабков, В. А., 2002
  • Психотерапия : учебник, Абабков, В. А., 2008
  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001
  • Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса: теория и практика : монография / Н.В. Тарабрина. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 304 с. - ISBN 978-5-9270-0143-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059129

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова, М. А. Падун [и др.] ; под общ. ред. Н.Е. Харламенковой. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 344 с. - (Социокультурные аспекты национальной безопасности). - ISBN 78-5-9270-0359-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1061002
  • Онкопсихология: посттравматический стресс у больных раком молочной железы : монография / Н.В. Тарабрина, О.А. Ворона, М.С. Курчакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2010. - 175 с. - (Фундаментальная психология — практике). - ISBN 978-5-9270-0184-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059209
  • Психодиагностика : учебник для вузов, Бурлачук, Л. Ф., 2006
  • Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции : монография / Н.В. Тарабрина [и др.]. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 263 с. - ISBN 978-5-9270-0356-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060995
  • Тарабрина, Н.В. Террористическая угроза: теоретико-эмпирическое исследование : монография / Н.В. Тарабрина, Ю. В. Быховец. - Москва : Институт психологии РАН, 2014. - 156 с. - (Фундаментальная психология - практике). - ISBN 978-5-9270-0283-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1061446

Авторы

  • Будинайте Гражина Леонардовна
  • Кожина Анастасия Владимировна
  • Зеленская Мария Сергеевна
  • Банников Геннадий Сергеевич
  • Чеботарева Елена Юрьевна
  • Коган-Лернер Лина Борисовна