2023/2024
Психология утраты и травмы
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Психология утраты и травмы» направлена на формирование системы знаний и практических навыков в области психологии кризисных и экстремальных ситуаций для осуществления профессиональной научной, методической и практической деятельности по данному направлению. В рамках освоения этой дисциплины формируются теоретические представления о переживании утраты близкого человека; происходит знакомство с понятием психической травмы и её последствиями; осваиваются навыки психологического консультирования и психотерапии в кризисных ситуациях и в ситуации горевания.
Цель освоения дисциплины
- Формирование системы знаний и практических навыков в области психологии кризисных и экстремальных ситуаций для осуществления профессиональной научной, методической и практической деятельности по данному направлению.
Планируемые результаты обучения
- Знает методики, способствующие выявлению кризисного состояния. Умеет определить механизм развития самоповреждающего поведения и построить стратегию работы с клиентом.
- Знает о логике и некоторых техниках работы в ситуа-ции острого горя и рамках психотерапии горевания.
- Знает основные классические и современные концепции нормального и осложненного горевания, имеет представление о факторах, осложняющих процесс горевания, владеет некоторыми техниками психологического консультирования в ситуации острого горя.
- Имеет представление об истории психологии горя, ориентируется в основных концепциях горевания и переживания утраты.
- Имеет представления об основных концепциях и понятиях психологии стресса и травмы, обладает навыками, необходимыми для диагностики и осуществления вмешательства в кризисных ситуациях.
- Способен выделять признаки ОСР и ПТСР, проявлений реакций патологического горевания.
- Способен на основании клинико–феноменологического метода, дополнительных методик определять личностные особенности способствующие развитию патологических реакций горевания.
- Способен сформулировать основные отличия простого и осложненного горя, знает о факторах осложненного горевания.
- Умеет выделять проявления суицидального кризиса.
- Умеет сравнивать основные теоретические концепции развития патологического горевания. Знает основные психотерапевтические подходы по работе с патологическим горем.
- Умеет сформулировать стратегию работы с семьей, в ситуации утраты. Знает основные мишени и техники работы.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Психология и психотерапия травмы
- 1.1. Реакции утраты в норме и патологии. Определение ОСР, ПТСР, стратегии работы с в зависимости от механизмов фиксации травмы.
- 1.2. Основные теоретические подходы к возникновению травмы и стратегии работы с ней.
- 1.3. Роль личностных особенностей в формировании патологических реакций горевания.
- 1.4. Понятие кризисного суицидального синдрома, суицидальный нарратив.
- 1.5. Диагностика кризисного состояния и стратегия работы с ними.
- Раздел 2. Психология и психотерапия утраты и горя
- 2.1. Психология утраты. Феноменология нормального горя.
- 2.2. Осложненное горе: диагностика и феноменология.
- 2.3. Техники работы с нормальным и осложненным горем (психологическое консультирование и психотерапия).
- 2.4. Горе в семейной системе. Техники работы с семьей в ситуации утраты.
Элементы контроля
- Эссе - анализ фильма с точки зрения процесса гореванияВопросы разработаны с учетом знаний, полученных на лекциях и семинарах, требующих владением материалом и профессионально-творческим преломлением поставленной проблемы (формулировки гипотез, рекомендации, вывод с обоснованием) 1 Какие у вас были эмоциональные реакции на разных этапах просмотра фильма? Что больше всего «задело» (взволновало, разозлило, обрадовало, др)? 2 Какие стадии проживания горя вы могли бы выделить? Соответствуют ли они тем моделям, которые были рассмотрены на занятиях? В чем их несоответствие? Если возможно напишете почему. 3 Какие механизмы фиксации травмы вы можете выделить? (опишите их). 4 Наблюдаются ли признаки/симптомы патологического горевания? (опишите их) 5 Существует ли риск развития риск развития суицидального поведения? Какой механизм развития/мотивы суицидального поведения наиболее вероятен? 6 Напишите, как бы вы построили стратегию индивидуального, семейного консультирования?
- Анализ кейса (работа с острым горем)Анализ предложенных кейсов с точки зрения современных представлений о горевании в семье
- Участие в тренинговых упражненияхТренинговые упражнения (диагностика, феноменология нормального горя; базовые навыки консультирования в ситуации острого горя)
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.3 * Анализ кейса (работа с острым горем) + 0.4 * Участие в тренинговых упражнениях + 0.3 * Эссе - анализ фильма с точки зрения процесса горевания
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. - 3-е изд. — Санк-Петербург : Питер, 2015. — 496 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-01930-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054598
- Волкан, В. З. Жизнь после утраты: Психология горевания / В. З. Волкан , научный редактор К. В. Ягнюк , перевод с английского К. В. Куркина. — 2-е изд. — Москва : Когито-центр, 2017. — 160 с. — ISBN 978-5-89353-418-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109314 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Клиническая психология, , 2007
- Клиническая психология. Т.1: Общая патопсихология, , 2013
- Клиническая психология. Т.2: Частная патопсихология, , 2013
- Психотерапия : психологические модели, Бурлачук, Л. Ф., 2007
- Психотерапия : учебник для мед. вузов, Абабков, В. А., 2002
- Психотерапия : учебник, Абабков, В. А., 2008
- Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001
- Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса: теория и практика : монография / Н.В. Тарабрина. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 304 с. - ISBN 978-5-9270-0143-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059129
Рекомендуемая дополнительная литература
- Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова, М. А. Падун [и др.] ; под общ. ред. Н.Е. Харламенковой. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 344 с. - (Социокультурные аспекты национальной безопасности). - ISBN 78-5-9270-0359-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1061002
- Онкопсихология: посттравматический стресс у больных раком молочной железы : монография / Н.В. Тарабрина, О.А. Ворона, М.С. Курчакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2010. - 175 с. - (Фундаментальная психология — практике). - ISBN 978-5-9270-0184-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059209
- Психодиагностика : учебник для вузов, Бурлачук, Л. Ф., 2006
- Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции : монография / Н.В. Тарабрина [и др.]. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 263 с. - ISBN 978-5-9270-0356-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060995
- Тарабрина, Н.В. Террористическая угроза: теоретико-эмпирическое исследование : монография / Н.В. Тарабрина, Ю. В. Быховец. - Москва : Институт психологии РАН, 2014. - 156 с. - (Фундаментальная психология - практике). - ISBN 978-5-9270-0283-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1061446