• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Философия науки

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Философия науки - специальная философская дисциплина, отвечающая на вопрос о том, что такое наука и чем она отличается от других форм познания и практической деятельности человека. Считается, что высшее образование учит не только ориентации в определенной предметной области и методах ее исследования, но и в более широкой взаимосвязи, которой данная область включена. Оно осведомляет также относительно того, какое место среди возможностей человека занимает научное познание. Прежде всего, такая осведомленность учит понимать, что наука имеет множество условий и предпосылок, влияющих на характер ее исполнения и даже на ее результаты. В свою очередь авторитет науки оказывает сильнейшее воздействие на самые разные сферы жизни, которые, казалось бы, имеют к науке весьма отдаленное отношение. Полученные наукой результаты нередко составляют значительную долю той сферы самоочевидного, без которой не возможно обойтись даже в повседневной жизни. Прояснению этих взаимосвязей и способствует изучение философии науки. В рамках данного курса мы поговорим о темах, которые являются конститутивными для понятия научности: о предмете, методе, уровнях научного познания, объективации и объективности, об отношении научного познания к обществу, культуре, власти. Все эти темы будут проиллюстрированы разбором наиболее значимых текстов, принадлежащих истории философии науки, начиная от классики античной мысли (Аристотель) и вплоть до влиятельных авторов последнего времени (Б. Латур). Особенность данного курса состоит в том, чтобы не замыкаться на каком-то одном подходе к этим темам, а дать, насколько это возможно, наиболее широкую панораму таких подходов (трансцендентализм, позитивизм, постпозитивизм, феноменология и др.)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение базовыми понятиями, раскрывающими сущность научного знания. Умение ясно дифференцировать различные формы знания.
  • Научиться интерпретировать факты исторического рождения науки и её развития. Овладеть основными идеями, раскрывающими развитие науки.
  • Овладеть категориальным аппаратом периодизации истории научного знания, понятиями о научной революции и о кризисе научного знания.
  • Приобрести умение дифференцировать предмет, объект и метод научного знания. Овладение классификацией наук. Научиться применять понятия фальсификации и верификации.
  • Приобрести умение ясно представить основные черты точных и естественных наук. Овладение основными понятиями об уровнях и методах научного знания.
  • Овладение навыками выявления специфических черт социально-гуманитарного знания. Научиться соотносить гуманитарное знание и историческое сознание.
  • Приобрести умение различать основные дискурсы научного и ненаучного знания. Овладение концептуальным аппаратом, позволяющим анализировать науку как часть жизненного мира.
  • Научиться характеризовать социальную и культурную функцию науки. Овладеть основными понятиями научной этики.
  • Уметь использовать идеи кризиса науки и ответственности ученого в критическом анализе научного прогресса и развития техники.
  • Овладеть категориальным аппаратом соотношения науки и образования. Научиться выявлять в образовании и его институтах исторические и сущностные черты.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть базовыми понятиями, раскрывающими сущность научного знания. Уметь ясно дифференцировать различные формы знания.
  • Уметь интерпретировать факты исторического рождения науки и её развития. Владеть основными идеями, раскрывающими развитие науки.
  • Владеет категориальным аппаратом периодизации истории научного знания, понятиями о научной революции и о кризисе научного знания.
  • Уметь дифференцировать предмет, объект и метод научного знания. Владеть классификацией наук. Уметь применять понятия фальсификации и верификации.
  • Уметь ясно представить основные черты точных и естественных наук. Владеть основными понятиями об уровнях и методах научного знания.
  • Владеть навыками выявления специфических черт социально-гуманитарного знания. Уметь соотносить гуманитарное знание и историческое сознание.
  • Уметь различать основные дискурсы научного и ненаучного знания. Владеть концептуальным аппаратом, позволяющим анализировать науку как часть жизненного мира.
  • Уметь охарактеризовать социальную и культурную функцию науки. Владеть основными понятиями научной этики.
  • Уметь использовать идеи кризиса науки и ответственности ученого в критическом анализе научного прогресса и развития техники.
  • Владеть категориальным аппаратом соотношения науки и образования. Уметь выявлять в образовании и его институтах исторические и сущностные черты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет философии науки
  • Наука в оптике философского знания
  • Философские проблемы истории становления научного знания
  • Предмет и метод как конститутивные моменты понятия науки. Классификации научного знания
  • Философские основания точных и естественных наук
  • Социально-гуманитарное знание: его природа и специфика
  • Социальная и культурная функция науки
  • Дискурсы знания и дискурсы науки
  • Наука и образование
  • Границы научного отношения к миру и идея тотального «кризиса европейских наук»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарских занятиях включает в себя реплики по литературе курса, ответы на вопросы преподавателя, постановка вопросов по материалу. Оценивается адекватная активность.
  • неблокирующий Коллоквиум по материалам эссе
    Выступление с докладом по теме, выбранной для написания итоговой письменной работы.
  • неблокирующий Коллоквиум по литературе курса
    Выступление с докладом по источнику.
  • неблокирующий Эссе
    Итоговая работа (эссе) пишется по материалам, представленным на итоговом коллоквиуме. Требования к объему и оформлению: 8000–9000 печ. знаков с пробелами, Times New Roman, 12 кегль, одинарный интервал, оформление ссылок по любой из принятых в литературе систем. Структура эссе: – Формулировка проблемы – надо указать, в чём состоит недостаток знания; – Описание материала исследования (тексты, издания, доклады, интервью, чаты, форумы, письма, архивные документы, материалы СМИ и т. п.) и методов работы с ним; – Представление результатов обработки материала; – Выводы, которые можно сформулировать с опорой на результаты; – Источники.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * Коллоквиум по литературе курса + 0.25 * Коллоквиум по материалам эссе + 0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия науки : Учеб. пособие для вузов, , 2006
  • Философия науки : Учеб. пособие, Лешкевич, Т.Г., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алхимия как феномен средневековой культуры, Рабинович, В. Л., 1979
  • Где приземлиться? : опыт политической ориентации, Латур, Б., 2019
  • Диалоги, Платон, ., 2008
  • Диалоги, Платон, 1999
  • Жизнь Парацельса и сущность его учения : Медицина. Космология. Антропология. Пневматология. Магия и колдовство. Алхимия и астрология. Философия и теософия: пер. с англ., Гартман, Ф., 2002
  • Закат немецких мандаринов : академическое сообщество в Германии, 1890-1933, Рингер, Ф., 2008
  • Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления, Баткин, Л. М., 2014
  • Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества, Латур, Б., 2013
  • Новый Органон наук, Бэкон, Ф., 2016
  • Проблемы итальянского Возрождения : избр. работы, Гарэн, Э., 1986
  • Свободные искусства и философия античной мысли, Адо, И., 2002
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2003