• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Культурные кластеры и креативные пространства

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты познакомятся с кластерным подходом к управлению сферой культуры, который в настоящее время признан одним из актуальных форматов развития сотрудничества между организациями различного типа и профиля. Кластерный подход базируется на принципах территориальной близости и коллаборативности деятельности организаций культуры. Расположение учреждений культуры разного профиля в пешей доступности даёт возможность за счёт формирования единого культурного пространства, с одной стороны, привлекать бОльший поток туристов и жителей города, а, с другой, гармонизировать трафик, не допуская образования дефицита или избытка посетителей. В рамках курса будут изучаться принципы формирования культурных кластеров и их модификации – креативных пространств, критерии отбора резидентов для креативных пространств, методы стимулирования взаимодействия резидентов культурных кластеров и креативных пространств. Студенты узнают, как за счет взаимовыгодных партнерских отношений учреждения культуры могут более рационально использовать имеющиеся ресурсы и быстрее достигать синергического эффекта от совместной работы. При этом важно отметить, что по прогнозам экспертов, наибольшее количество рабочих мест в креативных индустриях создается на базе различного рода креативных пространств, что создает для студентов новые карьерные перспективы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются получение знаний по управлению креативными кластерами как сложной социокультурной системой; изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие кластерных инициатив; получение навыков формирования концепции креативных кластеров различных типов; освоение приемов и методов командопостроения как инструмента управления кластером; развитие навыков применения инструментов продвижения культурных кластеров и креативных пространств; развитие аналитических навыков оценки результативности деятельности креативного кластера.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Получить навыки и умения по использованию конкретных технологий разработки маркетинговой стратегии и брендинга креативных пространств
  • Проектировать предложения по развитию событийной деятельности креативного пространства
  • Публично представлять результаты исследования индивидуально и в составе проектной группы
  • Оценивать результативность функционирования креативных кластеров
  • Распознавать пространственно - отраслевые форматы управления креативными индустриями; принципы их формирования и функционирования
  • Научиться выявлять и учитывать особенности различных видов культурно-развлекательных кластеров, которые обуславливают характер, форматы и результаты их деятельности, особенности работы различных резидентов кластеров
  • Корректно интерпретировать принципы кластерного подхода к управлению креативными индустриями, культурой, туризмом в рамках городского развития.
  • Научиться применять социологические методы анализа влияния креативных кластеров на социально-культурное развитие города и различных групп его жителей и гостей.
  • Применять методы кабинетных исследований для постановки целей деятельности креативных кластеров
  • Получить знания о нормативно-правовой базе поддержки МСП в сфере креативных индустрий
  • Иметь представление о мотивах, форматах и критериях оценки взаимодействия между внутренними и внешними стейкхолдерами креативного кластера
  • Получить навыки разработки имиджевых концепций для различных групп посетителей
  • Получить навыки разработки бизнес-плана креативных проектов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Понятие «креативные индустрии» и подходы к их кластеризации
  • 2. Понятие креативных кластеров и форматы кластеризации креативных индустрий
  • 3. Креативные кластеры и городское пространство
  • 4. Стратегии формирования и развития креативных культурно-развлекательных кластеров. Основные направления государственной поддержки креативных индустрий.
  • 5. Формирование системы взаимодействия между резидентами креативных кластеров.
  • 6. Маркетинг и брендинг креативных кластеров
  • 7. Событийная деятельность в креативных кластерах: особенности и перспективные форматы
  • 8. Финансовое обеспечение деятельности креативного кластера
  • 9. Оценка результативности функционирования креативных кластеров
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Полевое исследование в целях изучения феноменов «третьего», «четвертого» и «пятого» мест
    Индивидуальное задание При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
  • неблокирующий Полевое исследование в целях изучения особенностей взаимодействия резидентов креативного кластера
    Коллективное задание. За коллективное задание выставляется общая оценка. Оценка каждому участнику команды выставляется студентами самостоятельно из расчёта общей суммы баллов, полученных группой. Формула расчёта оценки за коллективное задание: 70% оценки за подготовку задания + 30% за защиту выполненной работы на семинаре. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
  • неблокирующий Тест
    Индивидуальное задание. В тест могут входить вопросы закрытого и открытого типов. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить выполнение теста в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
  • неблокирующий Проект заявки в грантодающую организацию
    Коллективное задание. За коллективное задание выставляется общая оценка. Оценка каждому участнику команды выставляется студентами самостоятельно из расчёта общей суммы баллов, полученных группой. Формула расчёта оценки за коллективное задание: 70% оценки за подготовку задания + 30% за защиту выполненной работы на семинаре. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
  • неблокирующий Рецензиирование заявки в грантодающую организацию
    Коллективное задание. За коллективное задание выставляется общая оценка. Оценка каждому участнику команды выставляется студентами самостоятельно из расчёта общей суммы баллов, полученных группой. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
  • неблокирующий Разработка концепции креативного кластера
    Итоговый проект. Коллективное задание. За коллективное задание выставляется общая оценка. Оценка каждому участнику команды выставляется студентами самостоятельно из расчёта общей суммы баллов, полученных группой. Формула расчёта оценки за коллективное задание: 70% оценки за подготовку задания + 30% за защиту выполненной работы на экзамене. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Полевое исследование в целях изучения особенностей взаимодействия резидентов креативного кластера + 0.1 * Полевое исследование в целях изучения феноменов «третьего», «четвертого» и «пятого» мест + 0.2 * Проект заявки в грантодающую организацию + 0.25 * Разработка концепции креативного кластера + 0.1 * Рецензиирование заявки в грантодающую организацию + 0.1 * Тест + 0.1 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Войтова, Л. М., Творческие кластеры за рубежом и в России. Методология, опыт, практика : монография / Л. М. Войтова, О. А. Пятаева. — Москва : Русайнс, 2020. — 230 с. — ISBN 978-5-4365-5471-6. — URL: https://book.ru/book/939644 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Кластеры. Российская и зарубежная практика : монография / А. Ю. Анисимов, О. Н. Быкова, А. Р. Валеева [и др.]. — Москва : Русайнс, 2019. — 142 с. — ISBN 978-5-4365-3396-4. — URL: https://book.ru/book/932916 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Проектирование туристских кластеров: системно-агломерационный подход : монография / Д.А. Кощеев, О.Ю. Исопескуль. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 326 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1019221. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1019221
  • Ульянченко, Л. А., Региональные туристские комплексы и кластеры : монография / Л. А. Ульянченко, М. В. Виноградова, И. Г. Гладская. — Москва : Русайнс, 2020. — 151 с. — ISBN 978-5-4365-0560-2. — URL: https://book.ru/book/934683 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 1446 - В.Тарасенко - Территориальные кластеры: Семь инструментов управления - 9785961436679 - Alpina - Альпина Паблишер - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/1446