Магистратура
2023/2024
Новейшая русская литература
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Русская литература и компаративистика)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Сапрыкин Юрий Геннадьевич
Прогр. обучения:
Русская литература и компаративистика
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе освоения дисциплины студенты знакомятся с основными направлениями развития современной русской литературы (1990 – 2020-е годы), приобретают знания об актуальных литературных направлениях, издательских и критических стратегиях, формировании новых жанров и видов литературы. Слушатели курса учатся видеть в развитии картину русской литературы последних 30 лет, находить взаимосвязи между разными её течениями, различать эстетические и идейные предпосылки, стоящие за различными литературными школами и направлениями, разичать отношения взаимных влияний и обусловленности, в которых находились литература и социальные практики этого времени. В результате освоения дисциплины студенты должны знать, как менялось литературное пространство России начиная с 1990-х годов, какие эстетические, содержательные и жанровые тенденции были наиболее значимы в это время для литературы и для читательского сообщества, уметь анализировать произведения новейшей литературы в их отношении со временем возникновения, литературной традицией и современными тенденциями, владеть навыком ориентирования в стилистическом и жанровом многообразии современной русской литературы. Текущий контроль включает в себя участие студентов в дискуссиях. Курс завершается написанием итогового эссе.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представления об основных направлениях развития русской литературы последних 30 лет
- Знакомство студентов с важнейшими именами, текстами и литературными событиями этого периода
- Формирование у студентов представления об эстетических, содержательных и жанровых изменениях, наиболее значимых для литературного процесса и читательского сообщества
- Знакомство студентов с издательскими и критическими стратегиями, влиявшими на изменения литературной карты России
- Развитие у студентов осознанного отношения к литературным новациям и традициям, сформировавшимся в новейший период
Планируемые результаты обучения
- Знание об основных направлениях развития русской литературы последних 30 лет
- Знание наиболее значительных имен, текстов и литературных событий этого периода
- Умение находить связи, взаимные влияния и обусловленности различных литературных направлений постсоветской России
- Умение различать издательские и критические стратегии, влиявшими на изменения литературной карты России
- Умение анализировать произведения новейшей литературы в их отношении с социальным контекстом, литературной традицией и последующим развитием словесности
- Умение ориентироваться в литературном пространстве постсоветской России
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.5 * Итоговое эссе + 0.25 * Посещаемость + 0.25 * Работа на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kahn, A., Lipovet︠s︡kiĭ, M. N., Reyfman, I., & Sandler, S. (2018). A History of Russian Literature (Vol. First edition). Oxford, U.K.: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1776323
- Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.) : учеб. пособие для вузов, Тимина, С. И., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Русская литература XX века (1890-1910). Т.1: (1890-е годы) : Переоценка всех ценностей, , 2000