• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Сравнительное публичное право

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Публичное право)
Направление: 40.04.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Нагих Сергей Иванович
Прогр. обучения: Публичное право
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина охватывает целый ряд тем, возникающих при сравнительном изучении конституционных систем, систем построения публичной власти и управления, существующих в различных государствах. При сосредоточении на конституционном устройстве и праве зарубежных государств, в частности США, Австралии, Канады, Франции, Германии, Великобритании, Японии, в сравнении с конституционным устройством и правом Российской Федерации рассматриваются отдельные проблемы конституционного права и принятия конституционных решений. Так, сравнение основы и структуры контроля за обеспечением конституционности законов (например, как устроены суды, участвующие в конституционном контроле, как назначаются их судьи, каковы источники их полномочий участвовать в конституционный контроль) направлено на понимание сущности и значимости данного института в разных правовых системах. Изучение различных конституционных подходов к реагированию на чрезвычайные ситуации, значений терминов в разных системах и иных сравнительно-правовых аспектов позволит лучше понимать и трактовать решения, принимаемые органами власти и управления различных государств. Кроме этого, дисциплина включает в себя комплексное рассмотрение вопросов, касающихся публичного права, в частности: организация публичной власти, взаимоотношения между ветвями власти, реализация принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, рассмотрение форм конституционного федерализма и проблем устройства унитарных государств, вопросы конституционной юстиции и иных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у выпускников магистратуры системы тео6ретических знаний и практических навыков в области сравнительного правоведения, успешному применению этих знаний и навыков в процессе изучения других юридических дисциплин, а также в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент объясняет место проблем истории отечественного государства и права в системе юридических наук и научных знаний, ее роль в развитии мировоззрения квалифицированного юриста
  • Студент объясняет логику и закономерности развития проблем истории отечественного государства и права, их взаимосвязи с развитием общества, государства и других общественных и естественных наук
  • Студент использует понятия и категории историко-юридической науки
  • Использует методы современной историко-юридической науки, определяет их назначение и особенности применения и особенности организации научной работы в историко-юридических исследованиях
  • Работает с правовыми источниками и научной литературой, используя достижения современных информационных технологий
  • Студент применяет полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права и для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы
  • Студент различает основные формы государств, применяет знания на практике
  • Студент сравнивает понятие и содержание "публичного права" в зависимости от правовой системы государства
  • Студент анализирует основные тенденции конституционного развития и сравнивает их
  • Студент анализирует и сравнивает различные способы организации органов публичной власти
  • Студент применяет полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права и для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы
  • Студент применяет историко-правовой анализ различных концепций становления и развития государственно-правовых явлений
  • Студент подвергает глубокому и всестороннему анализу источники, научные труды, содержащиеся в них научно значимые положения в профессиональных целях, а также в целях саморазвития и совершенствования правовой культуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие сравнительного правоведения
  • Тема 2. Методология сравнительного правоведения
  • Тема 3. Происхождение и сущность государства
  • Тема 4. Форма государства
  • Тема 5. Содержание публичного права
  • Тема 6. Основы конституционного строя
  • Тема 7. Организация публичной власти
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость лекционных и семинарских занятий, активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Доклад
    Оценка, выставляемая за доклад, рассчитывается как сумма оценки за наличие и качество презентации в формате Power Point (от 0 до 2 баллов), оценки за полноту и качество устного изложения материала по выбранной теме (от 0 до 5 баллов), оценки за качество ответов на вопросы (от 0 до 1 баллов), за участие в обсуждении докладов иных студентов (выступление с вопросом, мнением, предложением) студент может получить не более 2 баллов. На выступление студента с докладом отводится не более 15 минут, на вопросы и обсуждение - 5 минут.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашняя работа готовится студентом в письменной форме, по теме из предложенного перечня. Домашняя работа должна быть подготовлена и сдана преподавателю до окончания первого модуля в порядке и сроки, установленные преподавателем. Домашняя работа представляет собой творческую работу, в результате которой студентом должен быть проведен детальный правовой анализ (исследование) решения органа конституционной юстиции по различным вопросам публичного права, основанного на нормативно-правовом регулировании рассматриваемого дела. Вместе с тем, в работе должно быть проведено сравнительно-правовое исследование правовых позиций органов конституционной юстиции по схожей проблематике в иных юрисдикциях (предпочтительно провести сравнение с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации). Домашняя работа должна соответствовать критериям научности и оригинальности.
  • неблокирующий Экзамен (письменный)
    Экзаменационная работа может включать тестовые задания и (или) «открытые» вопросы по всем темам учебной дисциплины. Экзамен проводится в письменной форме посредством использования платформы SmartLMS. На выполнение экзаменационных заданий отводится два академических часов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.3 * Доклад + 0.1 * Домашнее задание + 0.2 * Посещаемость лекционных и семинарских занятий, активность на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен (письменный)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конституционное право зарубежных стран : Учебник, Чиркин В.Е., 1999
  • Конституционное право России : Учебник, Чиркин, В.Е., 2008
  • Основные правовые системы современности : (сравнительное право), Давид, Р., 1967
  • Основы сравнительного государствоведения, Чиркин В.Е., 1997
  • Сравнительное правоведение : основные правовые системы современности: учебник, Саидов, А. Х., 2009
  • Сравнительное правоведение : учебник для магистратуры, Чиркин, В. Е., 2017
  • Сравнительное правоведение, Малько, А. В., 2017
  • Теория государства и права : Учебник, Марченко, М.Н., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конституционное право : курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов, Чиркин, В. Е., 2013
  • Конституционное право зарубежных стран : учебник, Лейбо, Ю. И., 2012
  • Конституционное право России : Учебник, Козлова Е.И., Кутафин, О.Е., 1998
  • Основы публично - правового управления : учебное пособие, Чиркин, В. Е., 2016
  • Сравнительное правоведение, Саидов, А.Х., 2007

Авторы

  • Нагих Сергей Иванович
  • Дзгоева Фатима Олеговна