• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Методология кросс-культурных исследований

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Прикладная социальная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Прикладная социальная психология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Методология кросс-культурных исследований" предназначен для студентов, обучающихся на магистерской программе “Прикладная социальная психология”. Курс направлен на то, чтобы ознакомить слушателей с основными методологическими проблемами кросс-культурных исследований. В рамках курса студенты ознакомятся с вопросами, касающимися специфики планирования и проведения кросс-культурных исследований: формирование выборки, эквивалентность и систематическая ошибка (bias), проблемы перевода при использовании качественных и количественных методов, интерпретация результатов кросс-культурного исследования
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотреть основные этапы проведения кросс-культурного психологического исследования
  • Сформировать у студентов компетенции, необходимые для планирования и проведения кросс-культурных исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определять основные типы кросс-культурных исследований
  • Определять источники ошибок в кросс-культурных исследованиях
  • Определять типы ошибок в кросс-культурных исследованиях
  • Объяснять связь систематической ошибки и эквивалентности
  • Использовать когнитивные интервью для адаптации теста
  • Объяснять культурную специфику стилей ответов в опросах
  • Объяснять логику КФА и области его применения в кросс-культурных исследованиях
  • Использовать КФА для проверки конвергентной и дивергентной валидности
  • Описывать уровни инвариантности
  • Использовать мультигрупповой КФА для проверки инвариантности
  • Объяснять преимущества структурного моделирования
  • Использовать моделирование структурными уравнениями для проверки гипотез
  • Использовать мультигрупповой анализ в структурном моделировании
  • Проверять гипотезы о медиации и модерации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в вопросы методологии кросс-культурных исследований. Типология кросс-культурных исследований
  • Эквивалентность и систематическая ошибка
  • Качественные и смешанные методы в кросс-культурных исследованиях
  • Адаптация тестов. Использование когнитивного интервью при переводе и адаптации тестов
  • Стили ответов при заполнении опросников представителями разных культур
  • Использование конфирматорного факторного анализа (КФА) в кросс-культурных исследованиях. Симультанный КФА. Проверка конвергентной и дивергентной валидности
  • Мультигрупповой КФА. Проверка инвариантности в кросс-культурных исследованиях
  • Использование моделирования структурными уравнениями в кросс-культурных исследованиях
  • Мультигрупповой анализ в структурном моделировании. Медиация и модерация в кросс-культурных исследованиях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    В рамках учебного курса студент выполняет 1 домашнее задание (0.5 в итоговой оценке) на выбор (студент выбирает 1 из 3 вариантов задания). Максимальная оценка за домашнее задание зависит от сложности выбранного задания (максимальная оценка указана в описании каждого задания) Любое домашнее задание должно быть загружено в систему LMS не позднее установленного срока (в других форматах работы не принимаются)
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Активность + 0.5 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bias and equivalence in cross-cultural assessment:An overview. (1997). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6EF6D868
  • Breugelmans, S. M., Chasiotis, A., & Vijver, F. J. R. van de. (2011). Fundamental Questions in Cross-Cultural Psychology. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=366256
  • Byrne, B. M. (2016). Structural Equation Modeling With AMOS : Basic Concepts, Applications, and Programming, Third Edition (Vol. Third edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1249128
  • Cross-cultural psychology: Research and applications. (2011). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511974274
  • Matsumoto, D. R., & Vijver, F. J. R. van de. (2011). Cross-Cultural Research Methods in Psychology. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=347841

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Benefits and challenges of qualitative methodologies in cross-cultural psychology studies. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dspace.library.uu.nl.1874.350860

Авторы

  • Рябиченко Татьяна Анатольевна
  • Трифонова Анастасия Валентиновна