Магистратура
2023/2024
Языковая политика
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия)
Направление:
45.04.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Андрианов Виталий Ростиславович,
Ведениктов Даниил Владимирович,
Влахов Андриан Викторович,
Зубалов Денис Юрьевич,
Кузнецов Егор Андреевич,
Лапина Мария Светлановна
Прогр. обучения:
Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык:
русский
Кредиты:
12
Контактные часы:
96
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Данный курс позволит студентам, обучающихся на магистерской программе «Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия», приобрести базовые знания в области социолингвистики и социолингвистической теории. Курс «Языковая политика» состоит из четырех частей. Первая вводная, в которой мы постараемся понять сущность связи между обществом и языком. Также, мы изучим различные аспекты социолингвистических исследований, включая вариативную социолингвистику, культурно-языковые сдвиги, и языковые практики в мультилингвальных общинах. Мы также изучим каким образом гендерный пол, социальный класс/статус, и возраст влияют на языковое поведение людей и на их отношения к языку на ровне с такими факторами как социокультурные, экономические, политические аспекты социума. У студентов будет возможность изучить социолингвистические феномены в определенных кейсах, включая сферу образования и языковой судебной экспертизы. Задача второй части курса – расширить представления студентов о функционировании языка в современной городской среде и обсуждение языковой политики в этих условиях. Курс способствует выработке у студентов профессиональных навыков исследовательской работы в области социолингвистического изучения многоязычия в городе (мегаполисе). В фокусе третей части курса являются изучение особенностей языковой политики на территории современной России и бывшего СССР по отношению к государственному языку России, официальным языкам регионов России и языкам миноритарных языковых групп, а также государственным языкам других постсоветских государств; анализ типологии многоязычных ситуаций; изложение истории советской и российской языковой политики; оценка отдельных языковых ситуаций в зависимости от конкретных факторов; анализ эффективности языковой политики современной России для целей сохранения языкового разнообразия. Четвертая часть курса является продолжением третей части, и целью которой является ознакомление студентов с междисциплинарной областью языковой политики и планирования в международном контексте. Более конкретно мы рассмотрим, как языковая политика и стратегии планирования, используемые в разных странах, реагируют на быстро меняющиеся статусы и функции языков в постмодернистском обществе 21 века. Кроме того, будет подчеркнута фрагментация пересекающихся и конкурирующих идентичностей, связанных с новыми формами многоязычной среды, а также влияние доминирующих/недоминирующих языковых идеологий на использование языка. В данной части курса мы проведем анализ современных методов исследования, используемых при изучении языковой политики и планирования. Кроме того, мы критически рассмотрим роль английского языка в эпоху глобализации. Мы также сфокусируем внимание на все более влиятельную роль средств массовой информации в современном обществе. Кроме того, мы рассмотрим различные стратегии языковой политики, которые используются в различных частях мира: Африке, Европейском Союзе, Америке и Азии. Наконец, мы обратимся к понятию безопасности и посмотрим, какую роль в ней должна играть языковая политика.
Цель освоения дисциплины
- В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - каким образом социальные факторы могут влиять на языковые практики, изменение языка, и его смерть; - важнейшие вехи истории развития языковой политики СССР и России; - языковые практики в городском пространстве - основные научные и политические тенденции, влиявшие и влияющие на формирование языковой политики СССР, России, и зарубежом. Уметь: - критически анализировать исследования, нормативные документы и дискурсивные стра-тегии, связанные с языковой политикой; - составлять план собственного социолингвистического исследования в области языковой политики/городской лингвистики/социолингвистики. - проводить научные исследования в конкретной области социолингвистики Владеть: - навыками теоретического анализа основных проблем языковой политики; - навыками аналитического чтения и критического анализа дискурса; - основными теоретическими и прикладными методами изучения языковой политики. - навыками научной дискуссии и презентации исследовательских результатов;
Планируемые результаты обучения
- Выявить и описать закономерности развития языковой политики Российской империи и их трансформацию после русских революций.
- Назвать главные вызовы глобализации в сфере образования
- Назвать основные вызовы, с которыми сталкивается языковая политика в сфере средств массовой коммуникации
- назвать основные задачи социолингвистики
- Описать и критически осмыслить процессы трансформации языковой политики на постсоветском пространстве.
- Описать и критически сравнить особенности советской языковой политики в течение различных периодов 20 века.
- Описать особенности языковых контактов в городской среде, оценить формирование новых идентичностей
- описать противоречивость влияния факторов гендерного пола и возраста на языковое поведение
- Описать противоречия языковой политики Евросоюза
- Описать стратегии прикладного языкового планирования, проанализировать успешные и неуспешные примеры ревитализации языка.
- проанализировать конкретные многоязычные образовательные программы с точки зрения их задач и возможностей
- проанализировать практическое применение конкретных языковых политик
- Проанализировать современное языковое законодательство России и сопредельных государств, выявив их сходства и различия.
- Проанализировать языковую политику в отдельных странах Азии
- Проанализировать языковую политику в отдельных странах Африки
- Сформулировать главные теоретические принципы анализа языковой политики
- Сформулировать задачи языковой политики, описать правовую рамку языковой политики в регионах мира.
- сформулировать изменения объекта и методов в современных подходах к городскому многоязычию
- сформулировать основные параметры многослойности идентичности
- сформулировать основные параметры появления языковых идеологий
- сформулировать основные факторы сохранение языка в многоязычной среде
- сформулировать практики использования многоязычия в разных официальных контекстах
Содержание учебной дисциплины
- Введение - что такое социолингвистика. Выбор языка в многоязычных сообществах
- Языковая политика и планирование
- Сохранение языка и языковой сдвиг Пиджины и креолы
- Пол и возраст Этническая принадлежность и социальные сети
- Изменение языка Идентичность и социолингвистика
- Языковые идеологии
- Классическая социолингвистика города и социолингвистика большого города.
- Языковая социализация.
- Языковая политика и планирование в современном многоязычном городе.
- Языковые контакты в городе. Многоязычие онлайн
- Задачи языковой политики и языкового планирования.
- Прикладное языковое планирование.
- Языковая политика в России до 1917 года и общие аспекты языковой политики СССР
- Языковая политика в СССР в межвоенный период и в послевоенный период.
- Трансформация языковой политики в период перестройки и в ранний постсоветский период.
- Современная российская языковая политика и языковая политика в государствах бывшего СССР.
- Введение - что такое языковая политика
- Глобализация и роль английского языка
- Языковая политика в Африканских странах
- Языковая политика в Евросоюзе
- Языковая политика в Азиатских странах
- Языковая политика и средства массовой коммуникации
Элементы контроля
- Письменная работа №2
- Письменная работа №1
- Письменная работа №3: эссе по онлайн-полю
- Письменная работа №4: эссе по офлайн-полю
- Итоговый экзамен по тематике курса
- Активность в 3 модуле
- Активность в 4 модуле
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.5 * Письменная работа №1 + 0.5 * Письменная работа №2
- 2023/2024 4th module0.1 * Активность в 3 модуле + 0.1 * Активность в 4 модуле + 0.4 * Итоговый экзамен по тематике курса + 0.2 * Письменная работа №3: эссе по онлайн-полю + 0.2 * Письменная работа №4: эссе по офлайн-полю
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 100 лучших радиоэлектронных схем . — Москва : ДМК Пресс, 2009. — 352 с. — ISBN 5-94074-114-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/861 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- An Introduction to Language Policy: Theory and Method [Электронный ресурс] / ed. by Thomas Ricento; БД ebrary. – Malden: Blackwell Publishing, 2006. – 372 p. - Режим доступа: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=238355&query=language+policy
- Baker, P. (2010). Sociolinguistics and Corpus Linguistics. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=324962
- Baldauf, R. B., & Liddicoat, A. (2008). Language Planning and Policy: Language Planning in Local Contexts. Buffalo, NY: Multilingual Matters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=222244
- Bilingualism, Multilingualism, Globalization and Superdiversity: Toward Sociolinguistic Repertoires. (2017). Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.a953a209.d7e4.4b1f.8791.3cf581c09aa1
- Holmes, J., & Wilson, N. (2017). An Introduction to Sociolinguistics (Vol. Fifth Edition). Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467482
- Johnson, D.C. Language Policy [Электронный ресурс] / David Cassels Johnson; БД ebrary. – New York: Palgrave Macmillan, 2013. – 291 p. - Режим доступа: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1431382&query=language+policy. – Загл. с экрана.
- Johnson, S. A., & Milani, T. M. (2010). Language Ideologies and Media Discourse : Texts, Practices, Politics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344278
- Mesthrie, R. (2011). The Cambridge Handbook of Sociolinguistics. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400558
- Mowbray, J. Linguistic Justice: International Law and Language Policy / Jacqueline Mowbray; БД Oxford Scholarship Online. – Oxford: Oxford University Press, 2012. – Режим доступа: http://www.oxfordscholarship.com/view/10.1093/acprof:oso/9780199646616.001.0001/acprof-9780199646616?rskey=QMKq0H&result=2.
- Shohamy, E. G. (2006). Language Policy : Hidden Agendas and New Approaches. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=159482
- Uniformity and Diversity in Language Policy: Global Perspectives [Электронный ресурс] / ed. by Catrin Norby, John Hajek; БД ebrary. – Bristoll: Buffalo: Toronto: Multilingual Matters, 2011. – 272 p. – Режим доступа: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=837811&query=multilingual+matters
- Языковая политика во франкоязычных странах Африки: Центральноафриканская Республика, Камерун и Сенегал: Монография / Ж. Багана, Ю.И. Стрябкова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 116 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (о) ISBN 978-5-16-005531-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/304558
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bamman, D., Eisenstein, J., & Schnoebelen, T. (2014). Gender identity and lexical variation in social media[The resear]. Journal of Sociolinguistics, 18(2), 135–160. https://doi.org/10.1111/josl.12080