• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Современные теории обучения

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит с существующими теориями обучения: историей их появления и изменений, которые отражены в ключевых понятиях и педагогической повседневности. Студенты получают возможность осмыслять учебные ситуации в контексте теорий обучения и обосновывать предлагаемые решения учебных кейсов, используя понятия теорий обучения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины - сформировать у студентов магистратуры представление об основных существующих теориях обучения и научить использовать относящиеся к данным теориям понятия при интерпретации исследований и учебных ситуаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление об основных понятиях различных теорий обучения (бихевиоризма, конструктивизма, теории социального научения, теории обработки информации, теории когнитивной нагрузки, коннективизма и др.)
  • Интерпретировать научные статьи с изложением результатов исследований, использующих в качестве теоретической рамки различные теории обучения
  • Обосновывать решения, предлагаемые для тех или иных учебных ситуаций, руководствуясь различными теориями обучения
  • Объяснять суть понятий “обучение” и “теория”
  • Оперировать понятиями, относящимися к различным теориям обучения, описывая те или иные учебные ситуации, в том числе при осмыслении собственной или чужой образовательной траектории
  • Интерпретировать результаты исследований, использующих в качестве теоретической рамки различные теории обучения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие «теория» и понятие «обучение». Сколько существует теорий обучения?
  • Бихевиористские теории обучения
  • Конструктивистские теории обучения
  • Когнитивистские теории обучения
  • Теории совместного обучения и социального научения
  • Теории грамотности
  • Теории куррикулума
  • Теории управления классом, теории оценки и организационные теории
  • Теории нравственного развития, теории лидерства и менеджмента, теории социальной справедливости
  • Теория проблемного обучения и теория программируемого обучения
  • Теории консультирования
  • Понятие обучения. Функции теорий обучения. Подтверждение и опровержений теорий обучения исследованиями.
  • Бихевиористские концепции обучения
  • Конструктивизм как теория обучения и педагогический подход
  • Когнитивистские концепции обучения
  • Социально-когнитивная теория Бандуры. Концепция саморегулируемого обучения Циммермана.
  • Концепция коннективизма и ее статус среди теорий обучения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступление на семинарах
    Обязательно по одному выступлению с докладом для каждого студента. Можно выступать индивидуально или в группах. В группы студенты разбиваются сами и тему себе выбирают тоже сами , в соответствии с исследовательскими интересами.
  • неблокирующий Итоговый тест
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Проведение когнитивной лаборатории
    Когнитивная лаборатория - это способ проведения качественного исследования, благодаря которому мы можем апробировать то или иное разработанное задание и понять, как его можно доработать для разных целей.
  • неблокирующий Презентация идеи образовательного продукта на основе результатов научного исследования
    Питчинг идеи образовательного продукта, разработанной на основе результатов научного исследования, перед потенциальными инвесторами
  • неблокирующий Автоэтнографическое эссе
    Автоэтнография – исследовательский метод, включающий исследование и проблематизацию собственного опыта.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    Для студентов других образовательных программ: Оитог. оц. = ЭК1 х 0,3 + ЭК2 х 0,3 + ЭК3 х 0,4 ЭК1 (выступление на семинаре) и ЭК2 (итоговый тест), ЭК3 – это экзамен Для студентов программы "Педагогическое образование": Оитог. оц. = ЭК1 х 0,3 + ЭК2 х 0,3 + ЭК3 х 0,4 ЭК1 - когнитивная лаборатория ЭК2 - презентация идеи образовательного продукта ЭК3 – автоэтнографическое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dale H. Schunk. (2013). Learning Theories: Pearson New International Edition : An Educational Perspective. Pearson.
  • Теории научения, Хегенхан, Б., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cheng, K.-H. (2019). Parents’ user experiences of augmented reality book reading: perceptions, expectations, and intentions. Educational Technology Research & Development, 67(2), 303–315. https://doi.org/10.1007/s11423-018-9611-0
  • Costley, J. (2021). How role-taking in a group-work setting affects the relationship between the amount of collaboration and germane cognitive load. International Journal of Educational Technology in Higher Education ; Volume 18, Issue 1 ; ISSN 2365-9440. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00259-w
  • McEwen, R. N., & Dubé, A. K. (2015). Engaging or Distracting: Children’s Tablet Computer Use in Education. Journal of Educational Technology & Society, 18(4), 9–23.

Авторы

  • Давлатова Мадина Асатуллоевна
  • Пичугина Виктория Константиновна
  • Авдеенко Надежда Александровна