Магистратура
2023/2024
Детская речь
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ахапкина Яна Эмильевна
Прогр. обучения:
Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит слушателей с отечественной традицией изучения детской речи. Особое внимание уделяется роли инпута - речи взрослых, воспринимаемой ребенком. Анализируются различия между разными стратегиями освоения языка (референциальной и экспрессивной), рассматривается освоение звуковой, лексической, грамматической составляющих языка. В фокусе внимания освоение ребенком особенностей функционирования имени и глагола, дейктических слов. Специалистам по русскому языку как иностранному курс будет полезен для понимания закономерностей освоения русского языка как родного.
Цель освоения дисциплины
- Получить представление о том, какие механизмы помогают ребенку освоить сложную систему навыков, которая требуется для продуктивной речевой деятельности на первом языке; какова роль взрослого в этом процессе; какие стадии проходят дети, начинающие говорить. Ознакомиться с основными работами отечественной онтолингвистики.
Планируемые результаты обучения
- Студент знаком с основными понятиями онтолингвистики.
- Студент иллюстрирует тезисы источника примерами.
- Студент оперирует принятыми в онтолингвистике классификациями.
- Студент свободно оперирует терминологией дисциплины, знаком с основными подходами к проблематике, иллюстрирует тезисы источника своими примерами.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Детская речь.
- 2. Детская речь.
- 3. Детская речь.
- 4. Детская речь.
- 5. Детская речь.
- 6. Детская речь.
- 7. Детская речь.
- 8. Детская речь.
- 9. Детская речь.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н. Цейтлин. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 240 с. (Серия: «Учебник для вузов»). – ISBN 978-5-9500675-3-2. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046489 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1046489
Рекомендуемая дополнительная литература
- Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи, Цейтлин, С. Н., 2009
- Психолингвистика : учеб. пособие для вузов, Фрумкина, Р. М., 2007
- Речевые ошибки и их предупреждение : учеб. пособие для вузов, Цейтлин, С. Н., 2013
- Цейтлин, С. (2010). Детская речь. Ребенок осваивает фразеологизмы. Universum: Вестник Герценовского Университета, (11). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.5635850
- Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь, , 2006