Магистратура
2023/2024
"Русь в 13-15 веках: литературное, культурное и политическое наследие"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Русская литература и компаративистика)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Русская литература и компаративистика
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Лекции охватят историческое наследие двух периодов отечественной истории, от катастрофы 1237-1240 гг. до первых и очевидных успехов по объединению русских земель вокруг Москвы в единое государство и преодолению последствий потери политического суверенитета (13-14 вв.), времени окончательно освобождения Руси от ига Орды и сложения на восточных окраинах Европейского континента нового суверенного субъекта, Великого княжества Московского (15 в.), а также обозрение наиболее значимых памятников архитектуры, живописи и прикладного искусства. Письменное наследие — памятники литературы этого времени («Слово о погибели Русской земли», «Куликовский цикл», летописные повести, «Хожение за три моря» и др.), а также наиболее яркие образцы деловой письменности (княжеские духовные грамоты) будут предметом разбора и обсуждения на семинарских занятиях.
Цель освоения дисциплины
- Ориентируется в разных подходах к периодизации российской истории XIII - XV веков
- Знает основные исторические события, произошедшие на Руси во время татаро-монгольского нашествия и во время возвышения Москвы и формирования Московского царства
- Знает и может дать характеристику основным политическим процессам, произошедшим на Руси во время татаро-монгольского нашествия и во время возвышения Москвы и формирования Московского царства
- Знает и может дать характеристику основным культурным процессам, произошедшим на Руси во время татаро-монгольского нашествия и во время возвышения Москвы и формирования Московского царства
- Знает основные русские литературные памятники XIII - XV вв, может дать их краткую характеристику, определить жанр и особенности языка
- Понимает взаимосвязь исторических, политических и культурных процессов; может дать характеристику историческому периоду с опорой на письменные источники и литературные тексты
Планируемые результаты обучения
- Обобщает полученные знания о политических, исторических и культурных процессах на Руси накануне Батыева нашествия
- Называет, описывает и характеризует русские письменные источники и литературные тексты, созданные до татаро-монгольского нашествия
- Объясняет новый статус русских земель (по сравнению с домонгольским периодом); иллюстрирует примерами из литературных текстов
- Распознает, называет и выделяет памятники архитектуры и искусства Владимиро-Суздальской Руси домонгольского и монгольского периода
- Называет и определяет памятники архитектуры и искусства Владимиро-Суздальской Руси
- Отличает русские памятники Владимиро-Суздальской Руси от памятников домонгольского периода
- Характеризует политический и культурный аспекты существования русских земель и княжеств под властью Золотой Орды.
- Описывает превращение Москвы в политический центр Северо-Восточной Руси
- Формулирует значение Куликовской битвы для начала освободительного движения от татаро-монгольского ига
- Объясняет значение Куликовской битвы и ее последствий для истории, политики и культуры Руси
- Распознает и перечисляет литературные памятники периода возвышения Москвы
- Характеризует и описывает литературные памятники Куликовского цикла
- Называет и определяет памятники архитектуры и искусства Руси времени татаро-монгольского периода
- Описывает формирование единого государства на Руси после Куликовской битвы
- Формулирует положение «Московии» в системе международных отношений.
- Описывает процесс становления Московского великокняжеского дома и начало российского «самодержавства»
- Описывает и называет памятники архитектуры и искусства Владимиро-Суздальской Руси
Содержание учебной дисциплины
- Русские земли и княжества накануне Батыева нашествия. Владимиро- Суздальская Русь. Нашествие, иго и новый статус русских земель.
- Памятники архитектуры и искусства Владимиро-Суздальской Руси
- Русские земли и княжества под властью Золотой Орды.
- Памятники архитектуры и искусства времени Татаро-монгольского нашествия, возвышения Москвы и Куликовской битвы
- Последняя феодальная война и завершение формирования единого государства. Великое княжество Московское и Золотая Орда: конец ига. «Московия» в системе международных отношений. Московский великокняжеский дом и начало российского «самодержавства».
- Памятники архитектуры и искусства Московского царства
Элементы контроля
- Итоговое эссе (мини-исследование)Эссе (мини-исследование) представляет собой научный анализ выбранной темы/проблемы и текста источника. Эссе сдается не позднее 5 дней до начала сессии.
- Аудиторная работаАудиторная работа включает в себя активную работу студента на семинарах (обсуждение текстов и т.д.) и подготовку домашнего задания (чтение необходимых статей и источников, подготовка ответов на вопросы для размышления).
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 1st module0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Итоговое эссе (мини-исследование)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- "История Российская" Василия Татищева: источники и известия, Толочко, А., 2005
- Византийское и древнерусское искусство, Власов, В. Г., 2003
- Древняя Русь : события и люди, Творогов, О. В., 1994
- История России : учебник, Орлов, А. С., 2012
- История России, Орлов, А. С., 2015
- История Российская. Т.2: ., Татищев, В. Н., 2005
- История Российская. Т.3: ., Татищев, В. Н., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т.2: Славянский мир. Древняя Русь. Россия, Бычков, В., 1999
- Древняя Москва XII - XV вв.; Средневековая Россия на международных путях XIV - XV вв., Тихомиров, М. Н., 1992
- История Российская. Т.1: ., Татищев, В. Н., 2005