• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Методы филологических исследований

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Методы филологических исследований» способствует формированию у студентов навыков ориентации в истории методов филологических исследований, анализа разнообразных явлений в истории теории литературы на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; знакомит их с различными концепциями теории литературы, освоение актуального филологического инструментария. По итогу слушатели курса должны уметь выделять наиболее важные факты, систематизировать и анализировать их, при подготовке работ в ходе изучения дисциплины и в дальнейшей профессиональной деятельности, применять знания, полученные в ходе курса, в процессе создания, организации и модерации тематических проектов, посвященных сценарному мастерству, литературному мастерству, популяризации филологического знания в современной российской публичной сфере. Текущий контроль включает в себя письменную домашнюю работу (эссе), презентацию на мини-конференции, а также проверочный тест. Курс завершается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов навыков ориентации в истории методов филологических исследований, анализа разнообразных явлений в истории теории литературы на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне.
  • знакомство студентов с различными концепциями теории литературы, освоение актуального филологического инструментария;
  • подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: изучение основных работ, понятий и методов ведущих исследователей формальной школы; применение изученных методов в анализе некоторых поэтических и прозаических текстов. Формы контроля:письменное эссе на 3 тыс. слов, устный аудиторный опрос
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: изучение основных работ, понятий и методов ведущих ученых московско-тартуской школы и других исследовательских направлений второй половины ХХ – начала XXI вв.; применение изученных методов в анализе некоторых поэтических и прозаических текстов. Формы контроля: презентация на 10 минут; устный аудиторный опрос; экзамен.
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: обсуждение специфики курса и исходных понятий. Формы контроля: устный аудиторный опрос
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Развитие филологии во второй половине ХХ в. – начале XXI в.
  • Понятие научной парадигмы. Метод и парадигма. Проблема метода в гуманитарном знании
  • Методы филологических исследований в историко-культурном контексте
  • Филологический комментарий
  • Филологическая наука в России конца XIX в. – первой половины XX в.
  • Текстология как научная дисциплина
  • Точные методы в гуманитарных науках
  • Структурализм как научная парадигма
  • Проблема интертекстуальности.
  • Изучение языка литературы
  • Проблема читателя. Р. Барт.
  • Психологические подходы к литературе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа 1й модуль
    Аудиторная работа студентов на занятих
  • неблокирующий Аудиторная работа 2й модуль
    Аудиторная работа студентов во 2м модуле
  • неблокирующий Эссе
    Эссе студента (студентов)
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.2 * Аудиторная работа 1й модуль + 0.2 * Аудиторная работа 2й модуль + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3757B69
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591
  • Психология, Выготский, Л. С., 2002

Авторы

  • Екомасова Анна Олеговна
  • Чабан Александра Александровна
  • Успенский Павел Федорович