Бакалавриат
2023/2024
Введение в языкознание
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Язык – не только оболочка, в которой мы находимся, средство общения и познания окружающего мира. Это и код, которому мы подчиняемся и который готовы с радостью использовать в любой момент, и сложная система, где элементы взаимодействуют друг с другом и каждому элементу отведено свое место. Используя родной язык, мы редко задумываемся о том, как он устроен. Изучение иностранного языка заставляет нас обращать внимание на сходства и различия в языках, а владение несколькими языками (или, по крайней мере, знакомство с ними) дает возможность видеть их общие и уникальные свойства. Введение в языкознание – курс, обязательный для данной программы, – наилучшим образом способствует лингвистической подготовке студента. Курс готовит студентов к освоению всех последующих лингвистических дисциплин, изучаемых в рамках программы: истории английского языка, лексикологии, теоретической грамматике, теоретической фонетике, стилистике, а также к курсу общего языкознания в программе магистратуры. В ходе изучения дисциплины рассматриваются такие вопросы, как языковой знак и его свойства, структура языка, связь языка и мышления, соотношение языка и речи, происхождение языка, виды языковых единиц, история письма и основные типы письменности, многообразие языков мира, классификация языков. В результате изучения дисциплины студенты приобретают целостное видение языка как системы, навыки анализа языковых фактов, опыт контрастирования несходных языков. Занятия проходят в форме лекций и семинаров с частым использованием игровых моментов. Использование фактов разных языков делает занятия живыми и увлекательными. Требования к приступающим к изучению дисциплины: знание русского языка в рамках программы средней школы, английского – В1.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомить студентов с предметом, задачами, методами общего и частного языкознания и подготовить их к изучению основных лингвистических дисциплин.
- - сообщить студентам знания по проблемам общелингвистического характера: языковой знак и его свойства; структура языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение языка; функции языка; виды языковых единиц; история письма и основные типы письменности;
- - дать представление о общих принципах организации и функционирования языка;
- - ознакомить студентов с многообразием языков мира, основными типами языков и языковыми семьями;
- - ознакомить студентов с закономерностями использования языка в обществе.
Планируемые результаты обучения
- Студент должен знать основы общей фонетики и фонологии, свойства единиц фонемного уровня и особенности их реализации в речи
- Студент должен знать основы теории текста, историю письма.
- Студент должен знать особенности функционирования языка в обществе, типы языковых ситуаций, социальную типологию языков
- Студент должен знать особенности языка как знаковой системы, функции языка, корреляцию языка и мышления, языка и речи, общую структуру языка, теории происхождения языка
- Студент должен знать принципы генеалогической и типологической классификации языков.
- Студент должен знать свойства слова как важнейшей единицы языка, семантические изменения, лексические группировки в языке
- Студент должен знать содержание понятий "грамматическая категория", "грамматическое значение", "грамматическая форма", способы выражения грамматических значений, свойства морфем, словосочетаний и предложений, особенности их функционирования в речи.
Содержание учебной дисциплины
- Общие вопросы языкознания
- Основы фонетики и фонологии
- Основы морфемики и словообразования. Основы лексикологии
- Основы грамматики (морфология и синтаксис). Основы теории текста и дискурса
- Теория письма.
- Основы лингвистической типологии
Элементы контроля
- Устная аудиторная работаВопросы, обсуждаемые на семинаре, определяются планом семинарского занятия и включают также дополнительные вопросы преподавателя.
- ТестыКоличество тестов и их содержание определяется преподавателем, ведущим семинарские занятия в конкретной группе. Как правило, это проверочные тесты, предлагаемые по завершении отдельных разделов. Пересдача возможна не позже чем за 10 дней до окончания учебного периода.
- Подготовленные письменные заданияПодготовленные письменные задания включают: 1) разбор текста по схеме, предложенной преподавателем; 2) конспект фрагмента научно-популярной книги по языкознанию из списка, предложенного преподавателем (до 5 тетрадных страниц, выполняется от руки). По желанию преподавателя первое задание может быть заменено вторым (2 конспекта). Пересдача возможна не позже чем за неделю до окончания учебного периода.
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.2 * Подготовленные письменные задания + 0.2 * Тесты + 0.3 * Устная аудиторная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в языковедение : учебник для филол. специальностей высш. пед. учеб. заведений, Реформатский, А. А., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в языкознание : учебник для вузов, Маслов, Ю. С., 2005
- Введение в языкознание : учебное пособие / составители Е. Л. Березович [и др.] , научный редактор М. Э. Рут. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 100 с. — ISBN 978-5-9765-3607-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105145 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Даниленко, В. П. Введение в языкознание : курс лекций : учебное пособие / В. П. Даниленко. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 288 с. — ISBN 978-5-9765-0833-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/84289 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
- Социальная лингвистика : пособие для гуманитарных вузов и лицеев, Мечковская, Н. Б., 2000