• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Методика преподавания и практикум по методике РКИ, в том числе с использованием компьютерных инструментов

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 30
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает магистрантам базовые представления о лингводидактике и учит применять их в практике преподавания русского языка как иностранного, особое внимание уделяется решению лингводидактических задач при помощи новых информационных технологий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс охватывает все базовые области лингводидактики и рассматривает из на примере преподавания русского языка как иностранного.
  • Целью курса «Практикум по методике преподавания РКИ» является подготовка магистров к будущей профессиональной деятельности, получение ими знаний о требованиях российских стандартов к обучению студентов-иностранцев русскому языку на разных этапах, образовательных ресурсах и учебных комплексах в области РКИ и особенностях их применения, а также практическое освоение студентами-магистрантами умений и навыков преподавания РКИ в группах с разным составом обучающихся, а также умений самостоятельной разработки новых учебных программ и курсов по РКИ. Данный курс относится к базовым дисциплинам и обязателен для прохождения. Данный курс продолжает одноименный курс, читавшийся на первом году обучения. Знания, умения и навыки, полученные на данном курсе, могут быть применены в будущей профессиональной деятельности, а также при прохождении практики и при написании ВКР.
  • Курс является вводным и не требует специальных знаний в области лингводидактики, однако предполагает знание ключевых лингвистических понятий и понимание структуры русского языка, а также наличие у слушателей собственного опыта изучения иностранных языков и навыков уверенного пользователя ПК.
  • Знания, умения и навыки, полученные в рамках данного курса могут быть применены в будущей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализируя конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с конкретными уровнями таксономии Блума.
  • Воспроизводят все элементы плана урока иностранного языка в правильной последовательности.
  • Воспроизводят не менее 1 техники работы с звучащей речью кроме протокола работы с диалогом.
  • Воспроизводят не менее 2 ключевых характеристик коммуникативного подхода к преподаванию.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник обучения.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник, используемых при преподавании грамматики иностранного языка.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник.
  • Воспроизводят определения основных терминов педагогики, связанных с психологией обучения.
  • Воспроизводят протокол работы с звучащим диалогом.
  • Воспроизводят таксономию Блума.
  • Для аудитории с заданными характеристиками и конкретной обучающей задачи по теме занятия создают план урока / фрагмента урока, используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
  • Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
  • Для конкретной обучающей задачи создают план урока РКИ.
  • Используют не менее 1 компьютерного средства при планировании урока РКИ с конкретными образовательными задачами.
  • Могут воспроизвести не менее двух характеристик для каждого из подходов к преподаванию иностранного языка, обсуждавшихся на занятии.
  • Могут перечислить не менее 5 компьютерных инструментов, используемых в преподавании РКИ.
  • Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
  • Наблюдая урок иностранного языка, соотносят его с конкретными подходами к преподаванию, приводят не менее двух доказательств верности соотнесения.
  • Создавая конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с уровнями таксономии Блума.
  • анализирует проведенные уроки по плану: (а) описание урока, поставленные преподавателем цели и задачи, полное методическое сопровождение урока, (б) что удалось, (в) что нужно изменить / добавить.
  • проводит собственные уроки в группах
  • составляет план занятия, основываясь на оценке уровня владения языком и особенностях групповой динамики конкретных учебных групп
  • студент владеет навыками - преподавания РКИ в группах с разным составом учащихся
  • студент владеет разработки новых учебных программ и учебных материалов для курсов РКИ, ориентированных на учащихся с различными образовательными потребностями
  • студент знает существующие образовательные ресурсы и УМК в области РКИ
  • студент знает требования российских и зарубежных стандартов к обучению РКИ на разных этапах
  • студент умеет использовать известные образовательные ресурсы и УМК в соответствии с образовательными потребностями обучаемого контингента
  • студент умеет ориентироваться в основных областях применения профессиональных навыков и компетенций, приобретенных в рамках программы «Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур»
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Практикум: разработка и проведение собственных занятий
  • Современные методы и подходы в преподавании РКИ (обзор)
  • Посещения уроков разных уровней с анализом и оценкой применяемых пособий и методик
  • Современные учебные пособия по РКИ (разные уровни и целевые аудитории) и особенности работы с ними
  • Разработка (в команде) собственного учебного курса заданного уровня (обоснование целей, задач, методов, отбора материалов и пр.)
  • Требования государственных стандартов и современные методики тестирования по РКИ
  • Работа с «нестандартными» учащимися РКИ и работа в смешанных группах: рекомендации, материалы
  • Анализ своего урока и уроков однокурсников
  • Разработка собственных уроков и проведение занятий (в группе однокурсников)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Защита работы
  • неблокирующий Защита работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Оценка складывается из выполнения заданий по двум частям курса в соотношении 0,6(методика преподавания РКИ) + 0,4(компьютерные инструменты в РКИ).
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    -
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Schwieter, J. W. (2013). Innovative Research and Practices in Second Language Acquisition and Bilingualism. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=622060
  • Вострякова, Н. (2013). Особенности «Дороги В Россию» (Методический Анализ Первой Части Учебного Комплекса) (Рец. На Кн.: Дорога В Россию : Учеб. Русского Языка (Элементарный Уровень) / В. Е. Антонова [И Др.]. Изд. 2-Е, Испр. М. : Цмо Мгу Им. М. В. Ломоносова ; Спб. : Златоуст, 2003. 344 С.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF27E798

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Рогачева Е.Н., Семенова Л.И. - Русский как иностранный. Синтаксис простого и сложного предложения: Продвинутый уровень - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 261с. - ISBN: 978-5-9765-3473-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102640

Авторы

  • Кашлева Ксения Константиновна
  • Шнитке Екатерина
  • Еремина Ольга Сергеевна