Бакалавриат
2023/2024
Введение в лингвистику
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Волков Олег Сергеевич,
Казакова Татьяна Борисовна,
Ландер Юрий Александрович,
Попова Маргарита Владимировна,
Рахилина Екатерина Владимировна,
Русских Алина Алексеевна,
Слюсарь Наталия Анатольевна,
Филатов Константин Вадимович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
96
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными сведениями о теоретической лингвистике, систематизирует знания об основных научных парадигмах лингвистики 20-го века, тренирует умения ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного. Также курс формирует навыки самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины
- знакомство с современными представлениями о языке как объекте научного исследования
- знакомство с ключевыми свойствами языка с позиций современных подходов к его изучению
- знакомство с научно-исторической перспективой преемственности научных парадигм, приведшей к современному состоянию знаний о языке
- знакомство с основными областями языкознания, задачами, которые ими ставятся, и методами, которые ими используются
Планируемые результаты обучения
- владеет базовыми навыками самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи
- дает определение понятию выборок
- дает определение понятию социального значения
- знает основные научные парадигмамы лингвистики 20-го века
- знает основы теоретической лингвистики, основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, уровневую (модульную) структуру естественного языка
- знает примеры сложных коммуникационных систем
- знает различия между лингвистикой языка и лингвистикой речи
- знает современные методы и стандарты документирования
- знает, может ли человек воздействовать на язык
- имеет представление о разграничении между понятиями норма и узус, язык и речь
- называет сильные стороны структурализма и его проблемы
- представляет себе, чем отличается коммуникация у животных от человеческого языка
- различает означающее и означаемое
- умеет дать краткий обзор истории лингвистики в СССР
- умеет дать определение грамматическому значению
- умеет описать язык как социальный объект
- умеет ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного, в задачах, которые они ставят, и методах, которые они используют
- умеет охарактеризовать индексальные и иконические знаки по Пирсу
- умеет охарактеризовать объяснительную типологию
- умеет охарактеризовать универсальную грамматику, ее презумпции и импликации
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Язык как естественнонаучный объект: основные свойства. Научная аргументация в лингвистике.
- Тема 2. Свойства языкового знака: Соссюровская аксиоматика лингвистики.
- Тема 3. Младограмматики и Соссюр: от диахронии к синхронии.
- Тема 4. Европейский структурализм: лингвистика парадигм.
- Тема 5. Генеративная грамматика: начала лингвистических моделей.
- Тема 6. Социолингвистическая парадигма.
- Тема 7. Типологическая парадигма: пределы языкового варьирования и функциональная мотивация.
- Тема 8. Корпусная лингвистика: изучение узуса.
- Тема 9. Полевая лингвистика: проблема малых языков и их документирования.
- Тема 10. Язык и животная коммуникация: пределы подобия.
Элементы контроля
- Контроль домашнего чтения (компонент Языковое разнообразие)
- Контрольная (компонент Введение proper)
- Контрольная (компонент Введение proper)
- Анализ глоссированного текста на неизвестном языке (компонент Введение в языковое разнообразие)
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модульоценка за первую контрольную компонента Введение proper - 0,15 оценка за первый квиз компонента Введение proper - 0,1 оценка за вторую контрольную компонента Введение proper - 0,15 оценка за второй квиз компонента Введение proper - 0,1 оценка за итоговый письменный экзамен компонента Языки России - 0,5 (учитывается при условии зачета по диктантам по генеалогической классификации и лингвистической географии языков России)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в лингвистику : учебное пособие / Н. А. Шабанова, С. А. Станиславская, О. И. Соколова, С. М. Федюнина. — 2-е изд., доп. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 71 с. — ISBN 978-5-9765-4249-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123650 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в лингвистику : учеб. пособие для вузов, Шайкевич, А. Я., 2010
- Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012