• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Введение в лингвистику

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о теоретической лингвистике, систематизирует знания об основных научных парадигмах лингвистики 20-го века, тренирует умения ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного. Также курс формирует навыки самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с современными представлениями о языке как объекте научного исследования
  • знакомство с ключевыми свойствами языка с позиций современных подходов к его изучению
  • знакомство с научно-исторической перспективой преемственности научных парадигм, приведшей к современному состоянию знаний о языке
  • знакомство с основными областями языкознания, задачами, которые ими ставятся, и методами, которые ими используются
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет базовыми навыками самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи
  • дает определение понятию выборок
  • дает определение понятию социального значения
  • знает основные научные парадигмамы лингвистики 20-го века
  • знает основы теоретической лингвистики, основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, уровневую (модульную) структуру естественного языка
  • знает примеры сложных коммуникационных систем
  • знает различия между лингвистикой языка и лингвистикой речи
  • знает современные методы и стандарты документирования
  • знает, может ли человек воздействовать на язык
  • имеет представление о разграничении между понятиями норма и узус, язык и речь
  • называет сильные стороны структурализма и его проблемы
  • представляет себе, чем отличается коммуникация у животных от человеческого языка
  • различает означающее и означаемое
  • умеет дать краткий обзор истории лингвистики в СССР
  • умеет дать определение грамматическому значению
  • умеет описать язык как социальный объект
  • умеет ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного, в задачах, которые они ставят, и методах, которые они используют
  • умеет охарактеризовать индексальные и иконические знаки по Пирсу
  • умеет охарактеризовать объяснительную типологию
  • умеет охарактеризовать универсальную грамматику, ее презумпции и импликации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Язык как естественнонаучный объект: основные свойства. Научная аргументация в лингвистике.
  • Тема 2. Свойства языкового знака: Соссюровская аксиоматика лингвистики.
  • Тема 3. Младограмматики и Соссюр: от диахронии к синхронии.
  • Тема 4. Европейский структурализм: лингвистика парадигм.
  • Тема 5. Генеративная грамматика: начала лингвистических моделей.
  • Тема 6. Социолингвистическая парадигма.
  • Тема 7. Типологическая парадигма: пределы языкового варьирования и функциональная мотивация.
  • Тема 8. Корпусная лингвистика: изучение узуса.
  • Тема 9. Полевая лингвистика: проблема малых языков и их документирования.
  • Тема 10. Язык и животная коммуникация: пределы подобия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Контроль домашнего чтения (компонент Языковое разнообразие)
  • неблокирующий Контрольная (компонент Введение proper)
  • неблокирующий Контрольная (компонент Введение proper)
  • неблокирующий Анализ глоссированного текста на неизвестном языке (компонент Введение в языковое разнообразие)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    оценка за первую контрольную компонента Введение proper - 0,15 оценка за первый квиз компонента Введение proper - 0,1 оценка за вторую контрольную компонента Введение proper - 0,15 оценка за второй квиз компонента Введение proper - 0,1 оценка за итоговый письменный экзамен компонента Языки России - 0,5 (учитывается при условии зачета по диктантам по генеалогической классификации и лингвистической географии языков России)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в лингвистику : учебное пособие / Н. А. Шабанова, С. А. Станиславская, О. И. Соколова, С. М. Федюнина. — 2-е изд., доп. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 71 с. — ISBN 978-5-9765-4249-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123650 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в лингвистику : учеб. пособие для вузов, Шайкевич, А. Я., 2010
  • Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012

Авторы

  • Ландер Юрий Александрович
  • Стенин Иван Андреевич
  • Даниэль Михаил Александрович
  • Слюсарь Наталия Анатольевна
  • Попова Маргарита Владимировна