• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Цифровая грамотность

Статус: Курс обязательный (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 50
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 16

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс направлен на формирование компетенций в области работы с данными и цифровой техникой. В курсе рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Сети.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в собственной жизни и учёбе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты знают основные принципы работы нейронных сетей. Умеют работать с генеративными системами искусственного интеллекта
  • Студенты могут защищать свою цифровую личность и обеспечивать гигиену своего цифрового пространства (например, в социальных сетях и при использовании ленты новостей)
  • Студенты умеют работать с файловыми системами, папками, файлами
  • Студенты понимают основные архитектурные особенности устройства сети «Интернет».
  • Студенты умеют безопасно вести себя в Сети: могут защитить свои устройства, их систему и сеть с помощью правильной настройки устройств, сети, антивирусной/антиспам системы; умеют отличать фейковые медиа-сообщения от реальных, проверять качество информации, умеют отличать спам-письмо от настоящего, могут отличать настоящий сайт от фишингового, могут использовать безопасное подключение к сайтам
  • Студенты знают понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
  • Студенты имеют представление о данных, больших данных, машинном обучении
  • Студенты способны оценивать возможности больших данных и ответить на вопросы специалиста о задаче из своей области
  • Студенты определяют признаки различных типов данных
  • Студенты способны структурировать информацию и определять правила хранения и структурирования информации
  • Студенты способны самостоятельно осваивать цифровые инструменты для решения возникающих задач за счёт обращения к источникам информации в Сети и внутренней справке инструментов
  • Студенты способны создавать, использовать и обеспечивать работоспособность собственного цифрового пространства (способны выбрать необходимые устройства для своих задач, настроить для собственной работы, подключить к требуемым ресурсам, защитить устройства, их систему и сеть с помощью правильной настройки устройств, сети, антивирусной/антиспам системы)
  • Студенты способны организовать офисную работу с применением современных офисных систем, таких как MS Office, LibreOffice, Google Docs: умеют оформлять документы в соответствии со стандартами оформления, использовать электронные таблицы для простой обработки и визуализации данных, подготовки презентаций для отчётов о собственной работе
  • Студенты умеют создавать информативные и структурированные презентации, задействовать приёмы визуального оформления
  • Студенты могут сравнить разные типы визуализации данных и применяют выбранный тип для решения поставленной задачи
  • Студенты используют информационные технологии в соответствии с требованиями государства, в том числе в области защиты персональных данных
  • Студенты корректно используют программное обеспечение и иные результаты интеллектуальной деятельности с учётом требований законодательства и лицензионных соглашений
  • Студенты применяют базовые знания функций Excel: в частности, умеют преобразовывать данные из одного типа в другой, работать с комбинированными формулами и функциями, в т.ч. вбивать формулы, растягивать формулы, таблицы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Студенты умеют работать с электронными таблицами
  • Студенты умеют проводить первичную обработку и анализ данных
  • Студенты способны анализировать свою и чужую работу с цифровыми ресурсами, создавать и оптимизировать инструкции для самого себя и своих коллег, следовать инструкциям
  • Студенты способны искать и отбирать информацию для организации своей работы в Сети и среди готовых текстовых файлов и электронных таблиц
  • Студенты способны использовать современные средства коммуникации для организации групповой работы и учебных взаимодействий (электронную почту, мессенджеры, системы организации групповых пространств хранения информации)
  • Студенты умеют работать с информацией в Сети, анализировать медиасообщения на предмет корректности и актуальности
  • Студенты умеют защищать свои данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Студенты умеют работать с текстовыми документами с использованием офисных систем
  • Студенты могут организовать хранение документов в облачном пространстве, умеют организовать совместную работу с документом в облаке, корректно распределить права на просмотр, комментирование, редактирование
  • Студенты умеют создавать коллекции библиографических описаний и статей, работать с библиографическими менеджерами, создавать библиографические списки, корректно оформлять источники при написании академических работ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиаграмотность
  • Компьютерная безопасность
  • Интернет-грамотность
  • Академическая грамотность
  • Юридическая грамотность в Сети
  • Компьютерная грамотность
  • Техническая грамотность: документы и облака
  • Техническая грамотность: таблицы
  • Основы больших данных
  • Техническая грамотность: презентации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторные (и домашние) практические работы
  • неблокирующий КонтрольнаяНЭ
    Если ваша дисциплина реализуется в формате онлайн: - Элемент контроля проводится с прокторингом - Платформу проведения элемента контроля определяет преподаватель - Время, длительности, количество слотов и распределение студентов по слотам определяет преподаватель и доводит до студентов - В время написания экзамена студенты обязаны включить камеры и демонстрацию экрана (всего экрана, а не отдельного окна). - лицо должно находиться в центре области обзора веб-камеры и занимать не менее 10% захватываемого камерой пространства на протяжении всего сеанса; - лицо должно быть освещено равномерно, источник освещения не должен быть направлен в камеру или освещать только одну половину лица; - волосы, одежда, руки или что-либо другое не должно закрывать область лица; - не разрешается надевать солнцезащитные очки, можно использовать очки только с прозрачными линзами; - сдающий должен находиться один в помещении во время сдачи экзамена с прокторингом; - сдающий обязан находиться в зоне видимости веб-камеры во время прохождения экзамена с прокторингом; - Если студент будет демонстрировать не весь экран, а только одно окно, то сначала последует предупреждение и просьба настроить демонстрацию всего экрана. В случае игнорирования предупреждения студент будет удален. - Проктор может попросить включить микрофон или показать рабочее место. Если вы не увидите сообщение проктора и не прореагируете на него, проктор продублирует свою просьбу голосом. - При технических неполадках студенты обязаны их фиксировать с помощью фотографии / скриншотов и отправить преподавателю. - Во время экзамена разрешается выйти из помещения один раз на не более чем 5 минут. Прежде чем покинуть помещение, студент должен в чате проинформировать проктора об этом и дождаться разрешения на выход. - Пройти тестирование можно только на компьютере и ноутбуке, не допускается сдача элемента контроля на планшете или телефоне. - От студентов требуется обеспечить стабильную работу Интернет-соединения. В случае необходимости студент может заранее обратиться в учебный офис и попросить забронировать компьютерный класс. - В случае нарушения правил проведения элемента контроля в дистанционной форме, результаты будут аннулированы
  • неблокирующий групповой проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Формула по 8-балльной шкале 0,25 * КонтрольнаяНЭ 0,25 * Аудиторные (и домашние) практические работы 0,3 * Групповой проект Комментарий к формуле: Пункт ПОПАТКУСа 69. Независимый экзамен может иметь факультативные или обязательные дисциплины-пререквизиты, включенные в учебный план образовательной программы. Степень обязательности дисциплин-пререквизитов определяется в программе независимого экзамена или в иных локальных нормативных актах, описывающих особенности формирования компетенций. Оценка, выставляемая по итогам промежуточной аттестации по дисциплине-пререквизиту к независимому экзамену по цифровой компетенции, не может быть больше 8 баллов. Правила получения оценок 9 и 10 за дисциплину-пререквизит указаны в пунктах 74 и 77 ПОПАТКУСа: https://www.hse.ru/docs/551872110.html Оценки 9 и 10 можно получить перезачётом результатов Независимого экзамена по Цифровой грамотности или Внешней оценки. Формула для настройки журнала в SmartLMS: =ОКРУГЛ(0.25*[[КонтрольнаяНЭ]]+0.25*[[Практики]]+0.3*[[Проект]]; 0)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Can Google Scholar and Mendeley help to assess the scholarly impacts of dissertations? (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C32203D9
  • Hales, J., & Aldrich, L. (2012). Powerpoint Tips & Tricks. [Boca Raton, Florida]: QuickStudy Reference Guides. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1534329
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата, Кувшинская, Ю.М., 2019
  • Алексеева, М. И. Средства массовой информации России : учебное пособие / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова , под редакцией Я. Н. Засурского. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2011. — 391 с. — ISBN 978-5-7567-0594-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69086 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Информатика для гуманитариев : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Е. Кедрова [и др.] ; под редакцией Г. Е. Кедровой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 439 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01031-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436461 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кариев, Ч. А. Основы работы с инструментами Яндекс : учебное пособие / Ч. А. Кариев. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 233 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100329 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Миркин, Б. Г.  Введение в анализ данных : учебник и практикум / Б. Г. Миркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 174 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-5009-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432851 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Молочков, В. П. Microsoft PowerPoint 2010 : учебное пособие / В. П. Молочков. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 277 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100649 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Петров, А. А. Компьютерная безопасность. Криптографические методы защиты / А. А. Петров. — Москва : ДМК Пресс, 2008. — 448 с. — ISBN 5-89818-064-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3027 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Тулупов, В. В.  Техника и технология СМИ: бильдредактирование : учебное пособие для вузов / В. В. Тулупов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09230-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427488 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Held, B., Moriarty, B., & Richardson, T. (2019). Microsoft Excel Functions and Formulas (Vol. Fifth edition). Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2051937
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
  • Правовые основы интернет-журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2014
  • Пусть говорят Ваши пальцы : Онлайновая реклама в интернете, Харрис, Г., 2002
  • Секреты приложений Google - Балуев Д. - Альпина Паблишер - 2016 - https://znanium.com/catalog/product/923761 - 1841087 - ZNANIUM

Авторы

  • Королева Анастасия Романовна