• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Цифровая грамотность

Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса «Цифровая грамотность» специально для студентов образовательных программ «Филология» и «История» и направлен на формирование компетенций в области работы с данными и цифровой техникой. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Сети. Также будут обсуждаться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для сохранения культурного наследия и создания сайтов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в учёбе и жизни, а также формирование начальных компетенций в области работы с данными с учетом специфики гуманитарной сферы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен защищать свою цифровую личность и обеспечивать гигиену своего цифрового пространства (например, в социальных сетях и при использовании ленты новостей)
  • использовать современные средства коммуникации для организации групповой работы и учебных взаимодействий (электронную почту, мессенджеры, системы организации групповых пространств хранения информации)
  • создавать, использовать и обеспечивать работоспособность собственного цифрового пространства (способен выбрать необходимые устройства для своих задач, настроить её для собственной работы, подключить к требуемым ресурсам, защитить устройства, их систему и сеть с помощью правильной настройки устройств, сети, антивирусной/антиспам системы)
  • безопасно и этично вести себя в Сети (умеет пользоваться магазинами приложений, умеет отличать фейковые медиа-сообщения от реальных, проверять качество информации, умеет отличать спам-письмо от настоящего, умеет отличать настоящий сайт от фишингового, умеет использовать безопасное подключение к сайтам)
  • самостоятельно осваивать цифровые инструменты для решения возникающих задач за счёт обращения к источникам информации в Сети и внутренней справке инструментов
  • организовывать офисную работу с применением современных офисных систем, таких как MS Office, LibreOffice, Google Docs, систем архивации: умеет оформлять документы в соответствии со стандартами оформления, использовать электронные таблицы для простой обработки и визуализации данных, подготовки презентаций для отчётов о собственной работе, архивации и распаковки архивов;
  • использовать персональные данные и информационные технологии в соответствиями с требованиями государства, в том числе в области защиты персональных данных
  • корректно использовать программное обеспечение и результаты творчества других людей с учётом требований лицензий
  • искать и отбирать информацию для организации своей работы в Сети и среди готовых текстовых файлов и электронных таблиц;
  • анализировать свою и чужую работу с цифровыми ресурсами, создавать и оптимизировать инструкции для самого себя и своих коллег, следовать инструкциям
  • структурировать информацию и определять правила хранения и структурирования информации
  • будет осознавать возможности больших данных и будут способны ответить на вопросы специалиста о задаче из своей области
  • создавать проекты для сохранения культурного наследия с помощью компьютерных технологий
  • использовать цифровые ресурсы для поиска информации, научно-исследовательской и проектной деятельности
  • создавать сайты с помощью блочного конструктора Tildа для представления результатов исследования или проектной работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиаграмотность
  • Компьютерная безопасность
  • Интернет-грамотность
  • Академическая грамотность
  • Юридическая грамотность в Сети
  • Компьютерная грамотность
  • Техническая грамотность: документы и облака
  • Техническая грамотность: таблицы
  • Основы больших данных
  • Техническая грамотность: презентации
  • Цифровое сохранение культурного наследия
  • Сайты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий КонтрольнаяНЭ
    Контрольная, основанная на Спецификации НЭ по ЦГ 2023-24 года. Спецификация и демонстрационный вариант заданий опубликованы и доступны в курсе «Учебник по Цифровой грамотности» Подлежит обязательной пересдаче при ликвидации академической задолженности. Пересдача проводится онлайн синхронно с прокторингом. Синхронный элемент контроля. Очный элемент контроля. Прокторинга нет. Контроль проводится один раз. Тип элемента SmartLMS: тест
  • неблокирующий Аудиторные (и домашние) практические работы
    Множественное задание: состоит из 9 оцениваемых заданий. Совмещённый элемент контроля. Без прокторинга. Тип элемента SmartLMS: тест или задание Не пересдаются при ликвидации академической задолженности.
  • неблокирующий Групповой проект
    Множественное задание: состоит из 5 оцениваемых заданий. Без прокторинга. Совмещенный элемент контроля с обязательной очной защитой. Тип элемента SmartLMS: задание Пересдаются при ликвидации академической задолженности по имеющимся критериям и заданиям, но без группы. За компоненты задания, которые невозможно сделать без группы или повторить, проставляется оценка 0.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    Формула по 8-балльной шкале 0,25 * КонтрольнаяНЭ 0,25 * Аудиторные (и домашние) практические работы 0,3 * Групповой проект Комментарий к формуле: Пункт ПОПАТКУСа 69. Независимый экзамен может иметь факультативные или обязательные дисциплины-пререквизиты, включенные в учебный план образовательной программы. Степень обязательности дисциплин-пререквизитов определяется в программе независимого экзамена или в иных локальных нормативных актах, описывающих особенности формирования компетенций. Оценка, выставляемая по итогам промежуточной аттестации по дисциплине-пререквизиту к независимому экзамену по цифровой компетенции, не может быть больше 8 баллов. Правила получения оценок 9 и 10 за дисциплину-пререквизит указаны в пунктах 74 и 77 ПОПАТКУСа: https://www.hse.ru/docs/551872110.html Оценки 9 и 10 можно получить перезачётом результатов Независимого экзамена по Цифровой грамотности или Внешней оценки.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Информатика для гуманитариев : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Е. Кедрова [и др.] ; под редакцией Г. Е. Кедровой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 439 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10244-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442471 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Миркин, Б. Г.  Введение в анализ данных : учебник и практикум / Б. Г. Миркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5009-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450262 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 399 - Д.Балуев - Секреты приложений Google - 9785961420463 - Alpina - Альпина Паблишер - 2010 - https://hse.alpinadigital.ru/book/399
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827

Авторы

  • Кирина Маргарита Александровна
  • Цветкова Екатерина Андреевна