Бакалавриат
2023/2024
Культура работы с данными
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Кирина Маргарита Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса «Цифровая грамотность» и «Основы программирования на языке Python» специально для студентов образовательной программы «История» и направлен на формирование компетенций в области работы с данными и цифровой техникой. В первой части курса будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Сети. Особое внимание будет уделено темам, которые необходимы для успешного освоения основных понятий и методов, связанных с анализом данных. Также будут обсуждаться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для корпусного анализа текстовых данных. Во второй части курса будут рассмотрены темы, которые необходимы для успешного освоения базовых типов данных и синтаксических конструкций на языке Python.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Культуры работы с данными» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в собственной жизни и учёбе. Кроме того, в рамках освоения дисциплины начинается формирования цифровых компетенций студентов в области статистики и анализа данных для решения различных практических задач.
Планируемые результаты обучения
- Студент способен защищать свою цифровую личность и обеспечивать гигиену своего цифрового пространства (например, в социальных сетях и при использовании ленты новостей)
- использовать современные средства коммуникации для организации групповой работы и учебных взаимодействий (электронную почту, мессенджеры, системы организации групповых пространств хранения информации)
- создавать, использовать и обеспечивать работоспособность собственного цифрового пространства (способен выбрать необходимые устройства для своих задач, настроить её для собственной работы, подключить к требуемым ресурсам, защитить устройства, их систему и сеть с помощью правильной настройки устройств, сети, антивирусной/антиспам системы)
- безопасно и этично вести себя в Сети (умеет пользоваться магазинами приложений, умеет отличать фейковые медиа-сообщения от реальных, проверять качество информации, умеет отличать спам-письмо от настоящего, умеет отличать настоящий сайт от фишингового, умеет использовать безопасное подключение к сайтам)
- самостоятельно осваивать цифровые инструменты для решения возникающих задач за счёт обращения к источникам информации в Сети и внутренней справке инструментов
- организовывать офисную работу с применением современных офисных систем, таких как MS Office, LibreOffice, Google Docs, систем архивации: умеет оформлять документы в соответствии со стандартами оформления, использовать электронные таблицы для простой обработки и визуализации данных, подготовки презентаций для отчётов о собственной работе, архивации и распаковки архивов;
- использовать персональные данные и информационные технологии в соответствиями с требованиями государства, в том числе в области защиты персональных данных
- корректно использовать программное обеспечение и результаты творчества других людей с учётом требований лицензий
- искать и отбирать информацию для организации своей работы в Сети и среди готовых текстовых файлов и электронных таблиц;
- анализировать свою и чужую работу с цифровыми ресурсами, создавать и оптимизировать инструкции для самого себя и своих коллег, следовать инструкциям
- структурировать информацию и определять правила хранения и структурирования информации
- будет осознавать возможности больших данных и будут способны ответить на вопросы специалиста о задаче из своей области
- создавать проекты для сохранения культурного наследия с помощью компьютерных технологий
- использовать цифровые ресурсы для поиска информации, научно-исследовательской и проектной деятельности
- создавать сайты с помощью блочного конструктора Tildа для представления результатов исследования или проектной работы.
Содержание учебной дисциплины
- Медиаграмотность
- Компьютерная безопасность
- Интернет-грамотность
- Академическая грамотность
- Юридическая грамотность в Сети
- Компьютерная грамотность
- Техническая грамотность: документы и облака
- Техническая грамотность: таблицы
- Основы больших данных
- Техническая грамотность: презентации
- Цифровое сохранение культурного наследия
- Сайты
- Введение в программирование. Основные типы данных. Создание переменных. Основные ошибки.
- Логический тип данных. Условные конструкции.
- Цикл while. Операторы break и continue. Использование else в цикле.
- Цикл for. Списки и кортежи. Функция map().
- Методы строк и списков. Срезы.
- Множества. Операции над множествами. Методы множеств.
- Словари. Методы словарей. Вложенные структуры данных.
- Сортировки, функция .sorted().
- Работа с функциями.
- Работа с текстовыми и табличными файлами.
Элементы контроля
- ЭкзаменНЭОснован на Спецификации НЭ по ЦГ 2023-24 года. Спецификация и демонстрационный вариант заданий опубликованы и доступны в курсе «Учебник по Цифровой грамотности» Подлежит обязательной пересдаче при ликвидации академической задолженности. Пересдача проводится онлайн синхронно с прокторингом. Асинхронный элемент контроля. Онлайн элемент контроля. Прокторинга нет. Контроль проводится один раз. Тип элемента SmartLMS: тест
- Аудиторные (и домашние) практические работыМножественное задание: состоит из 9 оцениваемых заданий. Совмещённый элемент контроля. Без прокторинга. Тип элемента SmartLMS: тест или задание Не пересдаются при ликвидации академической задолженности.
- Контрольные работыОснован на Спецификации НЭ по ЦГ 2023-24 года. Спецификация и демонстрационный вариант заданий опубликованы и доступны в курсе «Учебник по Цифровой грамотности» Подлежит обязательной пересдаче при ликвидации академической задолженности. Пересдача проводится онлайн синхронно с прокторингом. Асинхронный элемент контроля. Онлайн элемент контроля. Прокторинга нет. Контроль проводится 3 раза. Тип элемента SmartLMS: тест
- Самостоятельные работыНа курсе предусмотрено 4 самостоятельных работы, рассчитанных на 20-30 минут. Работы размещаются на платформе SmartLMS и проводятся либо в конце, либо в начале лекции / семинара. Подробнее о дате, времени, точном количестве и темах заданий оповещает преподаватель не позднее, чем за неделю до активности. В каждой работе 3-4 задания на написание собственного кода. Задание студента проверяется на открытых и скрытых данных.
- Активность на семинарахАктивность на семинарах предусматривает ответы на вопросы преподавателя, участие в решении задач по каждой теме. Оценка за активность выставляется, если на семинарах не запланирована другая форма текущего контроля, которая длится 50 минут и более.
- Проект и защита проектаВыполняется в группах из 3 человек. Группу из 1-2 человек организовать можно, но только в исключительных случаях по согласованию с преподавателем. Проект представляет собой написание корректно работающей программы прикладного назначения с последующей обязательной устной защитой в виде презентации. Дедлайн является жестким. Не допускается сдача работы после установленного дедлайна. При этом студент может явиться на защиту и показать проект, однако в таком случае может получить оценку не выше 6 баллов. Защита проекта является обязательной для выставления оценки за проект. Формат проведения защиты определяет преподаватель не позднее, чем за семь дней до защиты. Защита проводится в сессию. Защита проводится в очном формате. Согласно [Приложение 1, п. 5.5, стр. 2-3] студенты должны иметь при себе студенческий билет, который преподаватель может проверить для идентификации личности студента.
- Контрольная работаПроводится после изучения темы “Словари” и содержит задания по пройденным темам. Длится 80 минут, проводится в SmartLMS. Задания представляют собой написание кода. Задание студента проверяется на открытых и скрытых данных. Со штрафным режимом в 10% за каждую неверную попытку. С каждой неверной попыткой штраф увеличивается еще на 10%. Примеры заданий аналогичны примерам самостоятельных работ. Демоверсия контрольной работы размещается в открытом доступе не позднее семи дней до активности. Каждое задание весит определенное количество баллов, суммарно можно набрать 10 баллов, что приравнивается к оценке 10 за работу. Оценка не округляется.
- ЭкзаменНЭПо содержанию заданий аналогичен независимому экзамену, т.к. дисциплина-пререквизит готовит к сдаче НЭ. Проводится в сессию. Резервных дней для экзамена не предусмотрено
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модульФормула по 8-балльной шкале 0,25 * Контрольные работы 0,3 * Аудиторные (и домашние) практические работы 0,25 * ЭкзаменНЭ Комментарий к формуле: Пункт ПОПАТКУСа 69. Независимый экзамен может иметь факультативные или обязательные дисциплины-пререквизиты, включенные в учебный план образовательной программы. Степень обязательности дисциплин-пререквизитов определяется в программе независимого экзамена или в иных локальных нормативных актах, описывающих особенности формирования компетенций. Оценка, выставляемая по итогам промежуточной аттестации по дисциплине-пререквизиту к независимому экзамену по цифровой компетенции, не может быть больше 8 баллов. Правила получения оценок 9 и 10 за дисциплину-пререквизит указаны в пунктах 74 и 77 ПОПАТКУСа: https://www.hse.ru/docs/551872110.html Оценки 9 и 10 можно получить перезачётом результатов Независимого экзамена по Цифровой грамотности или Внешней оценки.
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Проект и защита проекта + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.2 * ЭкзаменНЭ
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Информатика для гуманитариев : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Е. Кедрова [и др.] ; под редакцией Г. Е. Кедровой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 439 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10244-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442471 (дата обращения: 28.08.2023).
- Миркин, Б. Г. Введение в анализ данных : учебник и практикум / Б. Г. Миркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5009-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450262 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- 399 - Д.Балуев - Секреты приложений Google - 9785961420463 - Alpina - Альпина Паблишер - 2010 - https://hse.alpinadigital.ru/book/399
- Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
- Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827