Бакалавриат
2023/2024
Прикладная статистика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Международный бакалавриат по бизнесу и экономике)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент экономики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Гарипова Фарида Габдулхаевна,
Журавлева Татьяна Леонидовна,
Заздравных Евгений Александрович,
Куга Яков Тойвович,
Роспускова Ольга Дмитриевна,
Рубцова Софья Валентиновна,
Холодилин Константин Аркадьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу (Major) дисциплин (Б.ПЦ.), его базовой части (Б.ПЦ.Б). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Экономическая теория • Математика • Теория вероятностей и математическая статистика Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной (УК-1) • Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза (УК-3) • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе, на основе системного подхода) (УК-5) • Способен выбрать инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-32) Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: • Эконометрика • Институциональная экономика • Экономика общественного сектора • Международная экономика • Экономика труда
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Статистика» являются: • получение студентами знаний о свойствах статистических данных; • получение студентами знаний методах описательного статистического ана-лиза; • изучение студентами базовых методов регрессионого анализа, их достоинств и недостатков.
Планируемые результаты обучения
- Владеет умением выполнять требования к письменным работам
- Умеет находить данные в открытых базах данных
- Умеет проводить межстрановые сопоставления
- Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Обосновывает план поиска данных для статистического исследования реальной экономической ситуации, формирует систему исходных показателей, подготавливает матрицу данных в соответствии с поставленной аналитической задачей, владеет навыками структурирования материала, проводит проверку информации различных источников на методологическую сопоставимость
- Демонстрирует умение на основе отчетности фирм выявить причинно-следственные связи показателей между собой, и построить на основе этого подходящую модель.
- Умеет пользоваться различными прикладными пакетами обработки данных
- Умеет собирать, обрабатывать, и агрегировать статистические данные
Содержание учебной дисциплины
- Предмет и метод статистики. Общие сведения о статистическом наблюдении.
- Обобщающие статистические показатели
- Статистическое изучение взаимосвязей.
- Выборочные наблюдения и оценивание параметров.
- Доверительные интервалы.
- Тесты на статистическую значимость.
- Линейная регрессия и метод наименьших квадратов
Элементы контроля
- Исследовательский проектпроекты, выполняемые в малых группах до 5 человек включительно
- Итоговый тестмножественные выборы
- Тестыиндивидуальная работа, выполняемая в течении 10 минут на лекции
- Рецензиярецензия на исследовательскую работу другой группы
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.3 * Исследовательский проект + 0.3 * Итоговый тест + 0.1 * Рецензия + 0.3 * Тесты
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Прикладная статистика : Учебник, Орлов, А.И., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Corbett, J. (2002). Edward Tufte, The Visual Display of Quantitative Information, 1983. CSISS Classics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ADE6E165
- Прикладная статистика : учебник для вузов, Орлов, А. И., 2006