Бакалавриат
2023/2024
Динамические системы в экономике
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Международный бакалавриат по бизнесу и экономике)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент математики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Алексеева Татьяна Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины «Динамические системы в экономике» является получение новых и расширение уже имеющихся знаний по разделу «Дифференциальные и разностные уравнения и их системы», а также их модельным приложениям в экономике, что позволит сформировать теоретический и модельный прикладной аппарат для дальнейшего его применения студентами-экономистами в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности. Материалы курса могут быть использованы для решения конкретных задач на базе обыкновенных дифференциальных уравнений (ОДУ) и их систем, а также разностных уравнений с помощью аналитических и численных методов, для построения и исследования математических моделей динамики процессов в различных предметных областях, в первую очередь в экономике.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Динамические системы в экономике» является получение новых и расширение уже имеющихся знаний по разделу «Дифференциальные и разностные уравнения и их системы», а также их модельным приложениям в экономике, что позволит сформировать теоретический и модельный прикладной аппарат для дальнейшего его применения студентами-экономистами в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения
- демонстрирует знание моделей конкуренции, моделей банковских вкладов, дискретных и непрерывных моделей: модель Солоу, модель Рамсея и др.
- демонстрирует знание общего и частного решения систем ОДУ и разностных уравнений, умеет решать системы ОДУ и разностных уравнений
- демонстрирует знание основных понятий теории динамических систем, распознает типы систем ОДУ
- демонстрирует знание основных понятий теории устойчивости, устойчивости по первому приближению
- демонстрирует знание понятия фазового пространства и точек равновесия динамических систем, классифицирует стационарные точки
- распознает типы систем ОДУ; умеет решать линейные ОДУ с постоянными коэффициентами, применяет метод собственных чисел и собственных векторов, метод неопределенных коэффициентов, метод матричной экспоненты
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- Методы решения систем линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами.
- Качественные методы исследования решений систем ОДУ
- Общие вопросы теории устойчивости решений систем ОДУ. Первые интегралы
- Разностные уравнения.
- Приложения систем ОДУ и разностных уравнений в экономике и других областях.
Элементы контроля
- Самостоятельная работа (мини-ДЗ)Регулярные домашние работы по семинарам, выполняемые в течение установленного периода – 6 дней (к следующему семинару).
- Домашнее задание 1Домашнее задание (ЛИСТОК) является тематическим содержит до 5 заданий в зависимости от темы и выдается студентам в индивидуальном варианте. Каждой задаче присвоен свой балл в виде points (по 100-балльной шкале). Срок выполнения домашнего задания – 5-7 дней. Для получения полного балла (10) достаточно набрать 96 points. Получить оценку больше 10 баллов невозможно. Шкала перевода оценок в 10-балльную систему прилагается. Форма представления обучающимися домашнего задания - представленные в письменном виде решения задач, оформленные в виде аккуратно набранного текста в Word или LaTeX c компиляцией в формат PDF, с подробными пояснениями, графиками (если необходимо), формулами, ссылками на теоретические положения (определения, теоремы). Листок должен быть сдан в письменном виде (скан по электронным системам связи – email дисциплины или SmartLMS, и устно обязательно. Листки без устной сдачи не засчитываются. Возможен групповой формат (по 2 человека) выполнения листка (сообщается преподавателем заранее), в этом случае оценка за листок формируется индивидуально по результатам устной сдачи.
- Домашнее задание 2Домашнее задание (ЛИСТОК) является тематическим содержит до 5 заданий в зависимости от темы и выдается студентам в индивидуальном варианте. Каждой задаче присвоен свой балл в виде points (по 100-балльной шкале). Срок выполнения домашнего задания – 5-7 дней. Для получения полного балла (10) достаточно набрать 96 points. Получить оценку больше 10 баллов невозможно. Шкала перевода оценок в 10-балльную систему прилагается. Форма представления обучающимися домашнего задания - представленные в письменном виде решения задач, оформленные в виде аккуратно набранного текста в Word или LaTeX c компиляцией в формат PDF, с подробными пояснениями, графиками (если необходимо), формулами, ссылками на теоретические положения (определения, теоремы). Листок должен быть сдан в письменном виде (скан по электронным системам связи – email дисциплины или SmartLMS, и устно обязательно. Листки без устной сдачи не засчитываются. Возможен групповой формат (по 2 человека) выполнения листка (сообщается преподавателем заранее), в этом случае оценка за листок формируется индивидуально по результатам устной сдачи.
- Контрольная работа 1Проводится в письменном формате (очно) и/или может состоять из двух частей – письменной (внеаудиторной) и устной (аудиторной, в том числе в онлайн формате).
- Контрольная работа 2Проводится в письменном формате (очно) и/или может состоять из двух частей – письменной (внеаудиторной) и устной (аудиторной).
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.18 * Домашнее задание 1 + 0.18 * Домашнее задание 2 + 0.29 * Контрольная работа 1 + 0.29 * Контрольная работа 2 + 0.06 * Самостоятельная работа (мини-ДЗ)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gerhard Kristensson. (2010). Second Order Differential Equations : Special Functions and Their Classification (Vol. 2010). Springer.
- Бугров Я.С., Никольский С.М. - ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА В 3 Т. Т.3 В 2 КНИГАХ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. КРАТНЫЕ ИНТЕГРАЛЫ. РЯДЫ. ФУНКЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЕРЕМЕННОГО 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 507с. - ISBN: 978-5-9916-6340-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vysshaya-matematika-v-3-t-t-3-v-2-knigah-differencialnye-uravneniya-kratnye-integraly-ryady-funkcii-kompleksnogo-peremennogo-388890
Рекомендуемая дополнительная литература
- David F. Griffiths, & Desmond J. Higham. (2010). Numerical Methods for Ordinary Differential Equations : Initial Value Problems (Vol. 2010). Springer.
- Бугров Я.С., Никольский С.М. - ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА В 3 Т. Т.1 В 2 КНИГАХ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ И ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 508с. - ISBN: 978-5-9916-6251-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vysshaya-matematika-v-3-t-t-1-v-2-knigah-differencialnoe-i-integralnoe-ischislenie-388586