• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Латинский язык

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Батрунова Юлия Максимовна, Борисочева Елизавета Андреевна, Ермакова Лия Леонидовна, Костылева Татьяна Владимировна, Солнцев Сергей Владимирович, Суториус Константин Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 78

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе дисциплины "Латинский язык" слушатели знакомятся с фонетикой, морфологией, синтаксисом, лексикологией и стилистикой латинского языка посредством чтения латинских текстов. В ракурс курса попадают принципы латинского стихосложения, а также языковые и художественные особенности прозаического текста на латыни. Важную роль в курсу играет ознакомление со вторичными источниками и справочной литературе по латинскому языку и античной культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых знаний латинской грамматики, фонетики, лексики.
  • Обучение основам анализа и приёмам комментирования оригинального и адаптированного текста на латинском языке.
  • Приобретение и развитие навыков чтения оригинальных текстов на латинском языке классического периода – ораторской и философской прозы и стихотворных фрагментов.
  • Знакомство с периодизацией истории латинского языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры, а также с основными культурными реалиями римско-латинского мира.
  • Получение опыта работы со справочно-библиографической литературой по латинскому языку (знакомство с принципами организации двуязычных словарей, принятой системой сокращений).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Грамотно спрягает глаголы, опознает, переводит и строит грамматические конструкции
  • Называет грамматические категории латинских частей речи. Грамотно склоняет существительные, прилагательные, местоимения. Объясняет значение и употребление основных предлогов.
  • Объясняет суть долготы слога в латинском языке. Применяет орфоэпические нормы при чтении, знает латинский алфавит.
  • Опознает, понимает, переводит синтаксические конструкции и элементы синтаксической связи в предложении. Осуществляет простейшие грамматико-синтакические трансформации (e.g. перевод прямой речи в косвенную).
  • Определяет значение, грамотно образует и употребляет числительные. Объясняет смысл и употребление модальных глаголов и модальности в языке.
  • Перечисляет этапы периодизации истории латинского языка, называет его место в индоевропейской семье языков и на роль латыни в формировании европейской культуры. Приводит пример культурной реалии римского быта.
  • Читает и переводит со словарем прозу Цицерона, Цезаря, Тита Ливия, поэзию Вергилия, Горация, Овидия. Пользуется дополнительными справочными источниками и вторичной литературой для пониманию смысла латинского текста. Комментирует текст с языковой и культурно-исторической точек зрения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Некоторые сведения из истории латинского языка.
  • Глагол
  • Имя существительное.
  • Глаголы третьего спряжения
  • Второе склонение
  • Praesens indicativi passivi.
  • Perfectum indicativi passivi
  • Третье склонение существительных.
  • Указательные местоимения.
  • Imperfectum indicativi activi et passivi.
  • Perfectum indicativi activi.
  • Сослагательное наклонение.
  • Прилагательные третьего склонения.
  • Четвёртое склонение существительных.
  • Пятое склонение существительных.
  • Функции падежей (обобщение).
  • Конъюнктив в независимом предложении.
  • Будущее время.
  • Согласование времён.
  • Недостаточные глаголы.
  • Числительные.
  • Условные придаточные предложения.
  • Чтение авторов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Выполняется письменно и состоит из небольших грамматических и лексических упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Проверочные работы
    Проверочная работа выполняется письменно в аудитории. Время проведения проверочной работы - 30 минут. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Вариант проверочного задания один. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
  • неблокирующий Лексические диктанты
    Лексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 25 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (перевод текста, дополнительные задания).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (перевод текста, дополнительные задания).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.12 * Домашняя работа + 0.24 * Лексические диктанты + 0.24 * Проверочные работы + 0.4 * Экзамен
  • 2023/2024 4th module
    0.06 * Домашняя работа + 0.06 * Домашняя работа + 0.12 * Лексические диктанты + 0.12 * Лексические диктанты + 0.12 * Проверочные работы + 0.12 * Проверочные работы + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2011. - 252 с. ISBN 978-5-4263-0057-6
  • Латинский язык. Часть II: Практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2013. - 138 с. ISBN 978-5-7042-2489-1
  • Подосинов, А. В. Латинско-русский словарь : словарь / А. В. Подосинов, Г. Г. Козлова, А. А. Глухов. — 7-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 376 с. — ISBN 978-5-9765-1304-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2643 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Подосинов, А. А. Русско-латинский словарь : словарь / А. А. Подосинов, А. М. Белов. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 368 с. — ISBN 978-5-9765-1303-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3777 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Тронский, И. М.  Очерки из истории латинского языка / И. М. Тронский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 273 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-04861-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441224 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Суториус Константин Владимирович
  • Кессель Ксения Витальевна
  • Ермакова Лия Леонидовна
  • Солнцев Сергей Владимирович