• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Математический анализ (углубленный курс)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 164

Программа дисциплины

Аннотация

Математический анализ 1 - это фундаментальный курс, формирующих освоение студентами аппарата дифференциального и интегрального исчисления. Курс состоит из следующих основных тем: предел, непрерывность, дифференцируемость и интегрируемость функций одной действительной переменной и дифференцируемость функций нескольких действительных переменных. Студенты узнают методы вычисления пределов последовательностей и функций, овладевают техникой дифференцирования и интегрирования, применяют эту технику к изучению формулы Тейлора и методов аппроксимации элементарных функций. На основе указанных методов приобретаются навыки исследования функций на экстремум, их асимптотического анализа и построения графиков. В рамках указанного курса приобретаются как практические навыки применения методов математического анализа, так и осваиваются теоретические понятия и методы доказательства теорем, играющие важную роль в общей математической культуре студентов. Рассматриваемые понятия и методы составляют основу большинства разделов высшей математики. На базе этого курса происходит дальнейшее изучение таких дисциплин как дифференциальные уравнения, вычислительные методы, теория вероятностей, машинное обучение, компьютерное зрение и других.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Владеть техникой вычисления пределов последовательностей и функций.
  • Владеть техникой дифференцирования.
  • Владеть техникой интегрирования.
  • Уметь применять понятие определённого интеграла к задачам геометрии.
  • Уметь работать с многомерными дифференцируемыми отображениями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть техникой качественного анализа функции и построения ее графика
  • знать определения основных понятий дифференциального и интегрального исчисления
  • знать формулировки и доказательства основных теорем и лемм курса. Владеть техникой дифференцирования функций нескольких переменных
  • уметь исследовать функцию нескольких переменных на экстремум и решать задачи, связанные с нахождением наибольших и наименьших значений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Рациональные и действительные числа. Принцип полноты. Способы задания действительных чисел.
  • Построение вещественной прямой и некоторые множества на ней. Лемма о вложенных отрезках. Предел последовательности.
  • Свойства пределов последовательностей. Точная верхняя и точная нижняя грань.
  • Монотонные последовательности. Теорема Вейерштрасса. Число е. Построение числа е с помощью ряда.
  • Критерий Коши существования предела последовательности. Понятие подпоследовательности. Частичные пределы.
  • Лемма Больцано – Вейерштрасса. Начальные сведения о числовых рядах. Критерий Коши для ряда. Необходимый признак сходимости.
  • Признак Даламбера и Коши. Абсолютная и условная сходимость рядов. Ряд Лейбница.
  • Определения предела функции по Коши и по Гейне и эквивалентность этих определений. Свойства пределов.
  • Замечательные пределы. Вычисление пределов с помощью замечательных пределов. Критерий Коши существования предела функции.
  • Теорема Вейерштрасса для функций. Сравнение бесконечно малых. О-символика.
  • Непрерывные функции. Локальные свойства непрерывных функций. Разрывы функций. Классификация точек разрыва.
  • Свойства функций, непрерывных на отрезке. Равномерная непрерывность функций. Теорема Гейне – Кантора. Непрерывность обратной функции.
  • Построение элементарных функций. Производная и дифференциал. Касательная к графику функции. Пример недифференцируемой функции.
  • Правила дифференцирования и таблица производных. Свойства дифференцируемых функций.
  • Основные теоремы дифференциального исчисления. Раскрытие неопределённостей.
  • Производные высших порядков. Формула Лейбница. Локальная формула Тейлора.
  • Формула Тейлора с остаточным членом в форме Коши, Лагранжа и Шлёмильха – Роша. Ряд Тейлора. Аналитические функции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Простые задачи для тренировки, на неделю выдается обычно 4 – 6 задач. Готовится лектором и семинаристами. Выдаётся на неделю, после семинара. Студенты проставляют в таблички плюсы, если решили соответствующие задачи. На семинаре задачи могут быть разобраны, причём разбирают их те, кто отметил с помощью плюса, что решил. Каждая такая домашняя работа оценивается в первичные 10 баллов. Итоговая оценка за домашнее задание – это среднее арифметическое оценок за все такие маленькие домашние. При этом преподаватели и ассистенты в любой момент могут проверить домашние работы. В случае, если хотя бы один из плюсов поставлен, а задача не решена, аннулируются все плюсы, проставленные студентом до этого. Если у студента стоит плюс, но на семинаре он не смог у доски разобрать задачу, то плюсы также аннулируются.
  • неблокирующий Большое домашнее задание (БДЗ)
    Три раза за семестр будет выдано домашнее задание из 7 – 10 задач (на последовательности, на непрерывность и на дифференцируемость).Задачи составляются лектором и семинаристами, каждый студент формирует свой вариант по указанной формуле, выбирая из списков задач выпавшие ему номера. Если вариант сгенерирован неверно, то домашнее задание оценивается в ноль баллов. Оценка за каждое домашнее задание составляет максимум 10 баллов, а оценка за этот элемент контроля – это среднее арифметическое всех оценок за большие домашние работы.
  • неблокирующий Коллоквиум
    4 вопроса на формулировки, два вопроса на доказательства. Возможны дополнительные вопросы по курсу, если в ответах студента имеются недочёты. Принимается ассистентами, семинаристами и лектором. Возможны также дополнительные принимающие, каждый из которых предварительно осведомляется обо всех правилах приёма. Правильная формулировка даёт 1 балл, правильное доказательство позволяет получить 3 балла. Таким образом, можно получить максимум 10 баллов. Оценка за коллоквиум в итоговой формуле – это среднее арифметическое оценок за каждый коллоквиум. Коллоквиум может проводиться в аудитории или на платформе zoom.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная состоит из шести или семи задач. Задачи соответствуют темам семинарских занятий и похожи по типу на те, что обсуждались на семинарах. При этом, конечно, необходимо иногда применить комбинацию из нескольких подходов, обсуждавшихся на семинарах, где-то требуется нестандартный подход, однако никаких дополнительных знаний, кроме тех, что получены в ходе изучения соответствующих тем, не требуется. Готовится лектором и семинаристами. Пользоваться можно только чистыми листками и ручкой, ничем больше пользоваться нельзя. Каждая задача оценивается максимум в 2 балла, итоговая сумма конвертируется так, что максимум соответствует 10 итоговым баллам. Округление арифметическое. Проводится в аудитории или на платформе zoom.
  • неблокирующий Задачи со звёздочками
    Выдаётся список задач повышенной сложности. Список выдаётся частями, задачи в каждой части соответствуют темам, которые проходятся (конечно, полной синхронизации с графиком прохождения тем не предполагается). Готовится лектором и семинаристами. Устанавливаются сроки сдачи и минимальное количество задач из выданной части списка. Полные решения необходимо отправить в указанные сроки (отправлять можно постепенно). Ассистент проверяет решения и указывает семинаристу группы, какие решения необходимо защитить. После этого необходимо защитить решения у семинариста. Работа оценивается в 10 баллов максимум. Баллы снимаются, если ассистент находит ошибки при проверке, если при защите выясняется, что решение студент не понимает или в процессе защиты, обнаруживаются ошибки. Защищать можно очно или в zoom.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно, состоит из 6 по темам, которые пройдены на лекциях и семинарах. Всё, что касается сложности задач, аналогично тому, что написано о контрольной работе. Экзамен проводит лектор и семинаристы. Каждая задача оценивается в 2 первичных балла, итоговая сумма конвертируется так, чтобы максимум соответствовал 10 баллам. Пользоваться можно только ручкой и листками, никакое списывание или использование дополнительных материалов не допускается. Проводится в аудитории или на платформе zoom.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    O1 сем = min{8; 0,01* ОДЗ + 0,2*ОБДЗ + 0,15*(Околл1 + Околл2 )+ 0,24*Окр + 0,25*Оэкз} + 0,2*Озвездочки • Одз -- средняя оценка за домашние работы, округление арифметическое; • ОБДЗ – средняя оценка за БДЗ, округление арифметическое; • Озвездочки -- средняя оценка оценка за "звездочки", округление арифметическое; • Околл1 и Околл2 – средняя оценка за коллоквиумы, округление обсуждается отдельно; • Окр -- оценка за контрольную, округление обсуждается отдельно; • Оэкз -- оценка за экзамен, округление обсуждается отдельно. Обратите внимание, что, не решая звёздочки, вы можете получить за курс максимум 8 баллов. При этом есть дополнительные требования. Балл, который даёт часть формулы 0,01* ОДЗ + 0,2*ОБДЗ + 0,15*(Околл1 + Околл2 )+ 0,24*Окр + 0,25*Оэкз назовём НАКОП. Если НАКОП больше или равен 6, то звёздочки в итоговую формулу войдут с весом 0, 2. Если НАКОП больше или равен 5, но строго меньше 6, то звёздочки войдут в итоговую формулу с весом 0, 1, то есть тогда последнее слагаемое в формуле оценки за семестр равно будет равно 0,1*Oзвездочки. Если НАКОП строго меньше 5, то оценки за звёздочки аннулируются и в итоговую оценку вклада не дают.
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    O1 сем = min{8; 0,01*Одз + 0,2*ОБДЗ + 0,15*(Околл1 + *Околл2) + 0,24*Окр + 0,25*Оэкз} + 0,2*Oзвездочки. Одз - средняя оценка за домашние работы, округление арифметическое; ОБДЗ - средняя оценка за большие домашние задания, округление арифметическое; Околл1 и *Околл2 - оценки за коллоквиум1 и коллоквиум2, округление обсуждается отдельно; Окр - оценка за контрольную1, округление обсуждается отдельно; Оэкз - оценка за экзамен, округление обсуждается отдельно. Обратите внимание, что, не решая звёздочки, вы можете получить за курс максимум 8 баллов. При этом есть дополнительные требования. Балл, который даёт часть формулы 0,01*Одз + 0,2*ОБДЗ + 0,15*(Околл1 + *Околл2) + 0,24*Окр + 0,25*Оэкз назовём НАКОП. Если НАКОП больше или равен 6, то звёздочки в итоговую формулу войдут с весом 0, 2. Если НАКОП больше или равен 5, но строго меньше 6, то звёздочки войдут в итоговую формулу с весом 0, 1, то есть тогда последнее слагаемое в формуле оценки за семестр равно будет равно 0,1*Oзвездочки. Если НАКОП строго меньше 5, то оценки за звёздочки аннулируются и в итоговую оценку вклада не дают.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Фихтенгольц, Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления : учебник : в 3 т. Том 2 / Г. М. Фихтенгольц ; под. ред. А. А. Флоринского. - 10-е изд. - Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2018. - 864 с. - ISBN 978-5-9221-1803. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1223545
  • Фихтенгольц, Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления В 3-х тт. Том 3 / Г. М. Фихтенгольц. — 14-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 656 с. — ISBN 978-5-507-47239-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/351872 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Фихтенгольц, Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. В 3-х тт. Том 1 : учебник для вузов / Г. М. Фихтенгольц. — 16-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 608 с. — ISBN 978-5-8114-9332-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189501 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Демидович, Б. П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу / Б. П. Демидович. — 25-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 624 с. — ISBN 978-5-507-47148-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/332675 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Зорич, В. А. Язык естествознания. Математическая азбука : учебник / В. А. Зорич. — Москва : МЦНМО, 2021. — 40 с. — ISBN 978-5-4439-2184-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/267503 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кудрявцев, Л. Д.  Курс математического анализа в 3 т. Том 1 : учебник для бакалавров / Л. Д. Кудрявцев. — 6-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 703 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1807-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509733 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Култышева, Л. М. Математический анализ в задачах и упражнениях : учебно-методическое пособие / Л. М. Култышева, В. П. Первадчук, М. А. Севодин. — Пермь : ПНИПУ, 2013. — 172 с. — ISBN 978-5-398-00986-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160842 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Кононова Елизавета Дмитриевна