Магистратура
2023/2024
Семинар наставника траектории "Стартап"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании)
Направление:
27.04.05. Инноватика
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Где читается:
Школа инноватики и предпринимательства
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Солодихина Анна Александровна
Прогр. обучения:
Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании
Язык:
русский
Кредиты:
1
Контактные часы:
12
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Семинар наставника траектории "Стартап" является развитием дисциплины "Корпоративная инноватика" и детализирует базовые знания об организации и управлению стартапом. Дисциплина базируется на Lean startup подходе к построению стартапа. Дисциплина будет включать в себя деловые игры, рассмотрение и обсуждение кейсов существующих стартапов, работу над собственным стартап-проектом. Изучение дисциплины формирует компетенции, необходимые для создания собственного стартапа и основана на опыте организации и проведения акселерационных программ.
Цель освоения дисциплины
- Разработка собственного стартап-проекта, изучение наиболее важных аспектов предпринимательства
Планируемые результаты обучения
- Способен формулировать ценностное предложение на основе анализа потребностей
- Умеет проводить продуктовые исследования, получать инсайты для разработки и улучшения продукта. Знает, как искать product market fit, умеет создавать ценностное предложение. Умеет создавать карту клиентского путешествия
- Умеет формулировать и оценивать сформулированные цели проекта по SMART, описывать бизнес-модель по Business Model Canvas, ценностное предложение по Value Proposition Canvas.
- Определяет ценностное предложение для потребителя
- Владеть инструментами Дизайн-мышления
- Владеть навыками взаимодействовия с бизнес-трекерами
- Владеть навыками поиска людей в команду
- Владеть навыками проведения проблемного интервью
- Владеть навыками распределения ролей в команде
- Владеть навыками управления проектами
- Владеть навыками формирования идеи/гипотезы
- Знать методы организации работы в проекте
- Знать о том, как создаются технологические стартапы и понимает, как применять эти данные для своих проектов
- Знать основные подходы к разработке MVP и его тестированию
- Знать принципы Lean Startup
- Знать принципы проведения проблемного интервью
- Уметь быстро воплощать в жизнь новые идеи и возможности для развития стартапа
- Уметь давать другим участникам команды обратную связь по поводу их результатов; уметь работать в распределенной команде
- Уметь менять бизнес-план и проверять гипотезы по HADI-циклам
- Уметь обрабатывать данные, систематизировать результаты интервью
- Уметь определять боли, потребности, задачи и выгоды для клиента для разработки ценностного предложения продукта/услуги
- Уметь определять целевую аудиторию своего проекта, разделить ее на потребительские сегменты и составить портреты потребителей
- Уметь определять/создавать и прогнозировать появление новых возможностей/потребностей путем изучения социального, культурного и экономического контекста
- Уметь разрабатывать MVP (минимально жизнеспособный продукт) для своего проекта
- Уметь разработать собственную идею для стартапа на основе методов Дизайн-мышления
- Уметь составлять диаграмму Ганта
- Уметь составлять план интервью
- Уметь составлять трекшн-карты
- Уметь тестировать MVP на потенциальных пользователях
- Выделяет целевые клиентские сегменты, формулирует ценностное предложение
- Выявляет потребности клиентов и формулирует на их основе ценностное предложение
Содержание учебной дисциплины
- Первый год обучения. Тема 1. Идеи для стартапа: откуда их брать?
- Первый год обучения. Тема 2. Технологические тренды
- Первый год обучения. Тема 3. Командообразование
- Первый год обучения. Тема 4. Дизайн-мышление
- Первый год обучения. Тема 5. Целевая аудитория
- Первый год обучения. Тема 6. Ценностное предложение
- Первый год обучения. Тема 7. Customer Development
- Второй год обучения. Тема 1. Минимально жизнеспособный продукт
- Второй год обучения. Тема 2. Разработка бизнес-модели
- Второй год обучения. Тема 3. Инвестиции и ресурсы для стартапа
- Второй год обучения. Тема 4. Питчинг инвестиционной презентации
- Второй год обучения. Тема 5. Культура и миссия стартапа
- Второй год обучения. Тема 6. Стратегия развития стартапа
- Второй год обучения. Тема 7. Управление стартапом и командой
Элементы контроля
- Домашние заданияВыполнение домашних заданий исходя из требований программы.
- Тестирование
- Выход за рамки курса
- Активность
- Экзамен
- Домашнее заданиеработа над проектом
- Активность на семинарских занятиях
- Защита инвестиционной презентации/проекта
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.1 * Активность + 0.1 * Активность + 0.2 * Выход за рамки курса + 0.2 * Выход за рамки курса + 0.3 * Домашние задания + 0.3 * Домашние задания + 0.1 * Тестирование + 0.1 * Тестирование + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Экзамен
- 2024/2025 3rd module0.3 * Защита инвестиционной презентации/проекта + 0.3 * Защита инвестиционной презентации/проекта + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Домашнее задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 19985 - Б.Дорф; М. Мурзаков; С.Бланк - Стартап: Настольная книга основателя - 9785961433845 - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/19985
- Alpina - 351 - А.Остервальдер; И.Пинье - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - 9785961423457 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351
- Daniel Marco-Stefan Kleber. (2018). Design Thinking for Creating an Increased Value Proposition to Improve Customer Experience. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B1673540
- Design thinking : understand- improve- apply, , 2011
- Grigsby, M. (2016). Advanced Customer Analytics : Targeting, Valuing, Segmenting and Loyalty Techniques. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1365518
- Hasso Plattner, Christoph Meinel, & Larry Leifer. (2011). Design Thinking : Understand – Improve – Apply. Springer.
- Osterwalder, A., Smith, A., Bernarda, G., & Pigneur, Y. (2014). Value Proposition Design : How to Create Products and Services Customers Want. Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=945730
- Weinstein, A. (2004). Handbook of Market Segmentation : Strategic Targeting for Business and Technology Firms, Third Edition: Vol. 3rd ed. Routledge.
- Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес - модели, Рис, Э., 2017
- Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели, пер. с англ. А. Стативка ; ред. Н. Нарциссова, 8-е изд., 254 с., Рис, Э., 2019
- Восприятие брендов и стратегии потребительского поведения, Антонова, Н. В., 2017
- Инстинкт покупателя : с простой моделью потребительского поведения - к надежным маркетинговым стратегиям, Хамм, И., 2022
- Как мыслят потребители : то, о чем не скажет потребитель, то, чего не знает ваш конкурент, Залтман, Дж., 2006
- Как мыслят потребители. То, о чем не скажет потребитель, то чего не знает ваш конкурент : пер. с англ., Залтман Д., 2005
- Как создать продукт, который полюбят : опыт успешных менеджеров и дизайнеров, Хёрф, С., 2019
- Кристенсен, К. М. Дилемма инноватора: как из-за новых технологий погибают сильные компании : практическое руководство / К. М. Кристенсен. - Москва : Альпина Паблишер, 2021. - 342 с. - (Альпина. Бизнес). - ISBN 978-5-9614-2724-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838937
- Лучшая команда побеждает : постройте свой бизнес на основе интеллектуального найма, Робинсон, А., 2018
- Разработка ценностных предложений : как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг..., , 2018
- Разработка ценностных предложений, Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг..., дизайн Т. Пападакос ; пер. с англ. М. Кульнева ; ред. В. Ионов, 2-е изд., 309 с., Остервальдер, А., Пинье, И., Бернарда, Г., Смит, А., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Agile - менеджмент : лидерство и управление командами, Аппело, Ю., 2018
- Design thinking for the greated good : innovation in the social sector, Liedtka, J., 2017
- Быть начальником - это нормально : пошаговый план, который поможет вам стать тем менеджером, в котором нуждается ваша команда, Тулган, Б., 2016
- Вдохновляющий лидер : команда, смыслы, энергия, Мульфейт, Я., 2018
- Жизнь как стартап : строй карьеру по законам Кремниевой долины : пер. с англ., Хоффман, Р., 2013
- Команда : консультирование и тренинг организаций: пер. с нем., Фопель, К., 2005
- Команда победителей. Лидерство в стиле Свена-Йорана Эрикссона, Биркиншоу Дж., Крейнер С., 2005
- Корпоративное управление в России: новации и тренды : монография, , 2018
- Лидер и его команда : практика работы тренеров и консультантов в организациях, Клюева, Н. В., 2008
- Макротренды в бизнесе : как стать компанией новой волны, создавая эмоции, привлекающие клиентов, Солис, Б., 2014
- Макротренды в бизнесе. Как стать компанией новой волны, создавая эмоции, привлекающие клиентов, Солис, Б., 2014
- Работай с огоньком! : увлеченная команда - эффективная работа, Сирота, Д., 2006
- Ретроспектива проекта : как проектным командам оглядываться назад, чтобы двигаться вперед: пер. с англ., Керт, Н., 2015
- Типы ролей в командах менеджеров, пер. с англ. "Гиппо", 232 с., Белбин, М. Р., 2003
- Четыре шага к озарению : стратегии создания успешных стартапов: пер. с англ., Бланк, С., 2014