• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Этика бизнеса и КСО

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Пашуто Анастасия Павловна, Тимофеев Юрий Валерьевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий (дискуссий, деловых игр, решения кейсов, проведения интервью, подготовка групповых проектов), а также самостоятельное (асинхронное) изучение студентами материалов. В рамках теоретических занятий изучаются вопросы об основных подходах к изучению этики бизнеса, КСО и устойчивости в России и за рубежом; совместных усилиях государства, бизнеса, общества и роли 17-ти целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР); взаимодействии компании со стейкхолдерами в целях устойчивого развития. Cтуденты знакомятся с избранными материалами по профессиональной этике, методологии ESG различных рейтинговых агентств и функционированию комплаенс функции. Практические занятия направлены на выработку умений и навыков интегрировать инструменты прикладной этики и концепций этики бизнеса в управленческие процессы в компании, как то: навыки решения этических дилемм, анализа профессиональных и корпоративных этических кодексов; применения инструментов регулирования этичного поведения в компании и анализа корпоративных стратегических ориентиров взаимодействия со стейкхолдерами. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с кейсами российских и зарубежных компаний; а также участвуют в мастер-классе лидеров бизнеса по устойчивому развитию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основными понятиями, концепциями и стандартами в области этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (КСО), ESG (Environment, Social and Governance Principles) и устойчивого развития (Sustainable Development) в контексте решения задач управленческой деятельности
  • представить лучшие и худшие практики международных и российских компаний по этике бизнеса и КСО, ESG и устойчивому развитию
  • выявление и обсуждение причин барьеров и возможностей стимулирования социально-ответственного поведения компаний в России
  • сформировать базовые навыки выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, коррупционных кейсов, представления интересов стейкхолдеров в корпоративных документах по этике бизнеса, ответственных практиках КСО и устойчивого развития для оценки последствий организационно-управленческих решений с учетом социальной значимости и реализации управленческих решений в условиях сложной и динамичной среды
  • осознание собственной позиции и отношения к социально-ответственному поведению
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает причины и контекст возникновения концепций этики бизнеса и КСО
  • знает содержание международных стандартов нефинансовой отчетности и ESG
  • называет конкурентные преимущества, которые получает компания, реализующая свою деятельность с учетом подходов этики, КСО, устойчивости и ESG
  • объясняет и иллюстрирует соответствующие регулятивные меры и возможности для снижения количества этических нарушений и противодействия коррупции в бизнесе
  • объясняет использование модели принятия решений для ситуаций ценностных конфликтов и этических дилемм на рабочем месте
  • представляет этические вопросы и этические нарушения в практике бизнеса и дает оценку последствий организационно-управленческих решений с учетом их социальной значимости и реализации в условиях сложной и динамичной среды
  • соотносит важнейшие этические теории с основаниями принятий решений в практических ситуациях в компаниях
  • соотносит представленность интересов стейкхолдеров в корпоративных документах по этике бизнеса и ответственных практиках КСО компаний
  • соотносит свои действия с концепциями этики бизнеса, КСО и устойчивости, иллюстрирует примерами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования этичного и нравственного поведения индивида, вовлечение в решение проблем устойчивого развития.
  • Тема 2. Этика бизнеса как академическая дисциплина: истоки, структура, вопросы и проблемы макро- и микроэтики
  • Тема 3. Профессиональная этика и ее влияние на этические вопросы бизнеса
  • Тема 4. Моральные стандарты организации и этические дилеммы принятия решений менеджером
  • Тема 5. Управление этикой в организации
  • Тема 6. Антикоррупционное поведение компаний
  • Тема 7. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие
  • Тема 9. Нефинансовая отчетность для финансовой устойчивости
  • Тема 8. Комплаенс как инструмент управления этичным поведением компании
  • Тема 10. Мастер-класс лидеров бизнеса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинар 2
  • неблокирующий Семинар 3
  • неблокирующий Семинар 4
  • неблокирующий Семинар 5
  • неблокирующий Семинар 6
  • неблокирующий Эссе 1
    Письменная работа в виде эссе объёмом от 350 до 550 слов, не включающих слова списка источников (Times New Roman, размер шрифта 12, цвет шрифта чёрный, межстрочный интервал 1, выравнивание по ширине) готовится студентами дома в установленные преподавателем сроки по фильму "A Life on our Planet" ["Жизнь на нашей планете"] (2020). Доступ по ссылке: https://w140.zona.plus/movies/devid-attenboro-zhizn-na-nashei-planete
  • неблокирующий Эссе 2
    Описание: Письменная работа в виде эссе объёмом от 350 до 550 слов, не включающих список источников (Times New Roman, размер шрифта 12, цвет шрифта чёрный, межстрочный интервал 1, выравнивание по ширине) готовится студентами дома в установленные преподавателем сроки по одному из предложенных к просмотру видеоматериалов на выбор студента из следующего списка: "Waste Land" ["Свалка"] (2010) или "Closing the Loop" ["Замыкая петлю"] (2019). Доступ по ссылкам: https://vk.com/video-36775937_456240401 и https://www.youtube.com/watch?v=6g0AYbEoOGk&t=8s
  • неблокирующий Эссе 3
    Письменная работа в виде эссе объёмом от 350 до 550 слов, не включающих список источников (Times New Roman, размер шрифта 12, цвет шрифта чёрный, межстрочный интервал 1, выравнивание по ширине) готовится студентами дома в установленные преподавателем сроки по одному из предложенных к просмотру видеоматериалов на выбор студента из следующего списка: "The Hedge Fund" или "The True Cost" ["Реальная цена моды"] (2015). Доступ по ссылкам: https://www.youtube.com/watch?v=FVeLrU2W1hE и https://oum.video/videos/realnaya-cena-mody/
  • неблокирующий Тест 1
    Тест проводится во время одной из лекций. Тест включает 10 вопросов с множественным выбором по изученным на предшествующих лекционных занятиях темам. Продолжительность выполнения теста составляет 10 минут.
  • неблокирующий Тест 2
    Тест проводится во время одной из лекций. Тест включает 10 вопросов с множественным выбором по изученным на предшествующих лекционных занятиях темам. Продолжительность выполнения теста составляет 10 минут.
  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Эл. портфолио
    Использование современной фотографии для выработки устойчивого мышления по ЭБиКСО. Этот учебный инструмент представляет собой созерцательный художественный проект, который состоит из электронного портфолио цифровых фотографий и рефлексивных эссе к ним. Этот проект направлен на то, чтобы: • Развить устойчивое мышление по ЭБиКСО - интегративное мышление (знания), мировоззрение (ценности) и действия (компетентность). • Стать эстетически восприимчивыми и улучшить свои наблюдательные навыки и творческие способности. • Развить способность уделять пристальное внимание процессу построения более прочных и значимых отношений с миром, природой и другими живыми видами. Пошаговое руководство Электронное портфолио (далее «Электронное портфолио») разработано как индивидуальное проектное задание, которое направлено на развитие творческого мышления с помощью изобразительного искусства и повышение осознанности о социальных процессах и окружающей среде. Четыре ключевые темы электронного портфолио: «универсальная этика», «прикладная этика», «устойчивость», «системная перспектива». Общая структура и процесс создания, представления и оценки электронного портфолио изложены в следующем списке. Подготовка к проекту электронного портфолио: ● Прочтите книгу Хоффмана о созерцательной фотографии 2014 года «Фотография как медитация» (доступна в директории с материалами курса). ● Найдите время, чтобы изучить профессионально выполненные созерцательные фотографии, посетив МАММ, Центр фотографии имени братьев Люмьер в Москве или аналогичные местные музеи, или изучите публикации профессиональных созерцательных фотографов в социальных сетях по Вашему выбору. Домашняя подготовка: Задание на создание электронного портфолио из созерцательных фотографий (выполняется индивидуально). Часть 1. Пролог (1-2 страницы - шрифт Times New Roman, 1 межстрочный интервал) • Опишите общее содержание электронного портфолио на основе четырёх ключевых разделов курса «Универсальная этика», «Прикладная этика», «Устойчивость», «Системная перспектива» и напишите краткое введение к Вашим собственным фотографиям (подход, который Вы использовали для создания связного художественного проекта, и Ваше понимание темы через созерцательную фотографию в качестве инструмента). Часть 2. 20 фотографий ● Предоставьте 20 цифровых фотографий, сделанных на камеру, – по 5 на каждый из четырёх разделов курса – с сопроводительной информацией (т.е. с заголовком, датой, местом и коротким описанием в одно-два предложения её сути). Навыки профессиональной фотосъёмки не являются обязательным условием выполнения задания. В идеале фотографии должны быть сделаны Вами специально для этой задачи. Если это невозможно, Вы можете использовать фотографии из личного фотоархива. Обращаю внимание, что запрещено использовать (а) изображения из Сети Интернет, (б) сгенерированные компьютерными программами фотографии, (в) снимки экрана компьютера. Не рекомендуется использовать сделанные Вами фотографии картин или экспонатов галерей или музеев. Часть 3. Эпилог (3 страницы – 12 Times New Roman, 1 межстрочный интервал) ● Поразмышляйте над процессом концептуализации тем, фотографированием и выбором фотографий. ● Поразмышляйте над личным значением 20 фотографий и исследуйте визуальные образы с точки зрения ключевых тем: «универсальная этика», «прикладная этика», «устойчивость», «системная перспектива». Электронное портфолио (документ в формате PDF с заголовком группа_ ФИО.pdf объёмом до 25 Мбайт) необходимо отправить на указанный адрес эл. почты в установленный преподавателем срок.
  • неблокирующий Семинар 1
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.06 * Семинар 1 + 0.08 * Семинар 2 + 0.08 * Семинар 3 + 0.08 * Семинар 4 + 0.08 * Семинар 5 + 0.08 * Семинар 6 + 0.06 * Тест 1 + 0.06 * Тест 2 + 0.18 * Экзамен + 0.08 * Эссе 1 + 0.08 * Эссе 2 + 0.08 * Эссе 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Porter, M. E., & Kramer, M. R. (2006). Strategy & Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility. Harvard Business Review, 84(12), 78–92. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=23081414
  • Schwartz, M. S. (2017). Business Ethics : An Ethical Decision-Making Approach. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470324
  • Silver, D. (2015). Business Ethics in the 21st Century, by Norman E. Bowie. Dordrecht: Springer, 2013. 235 pp. ISBN: 978-9400762220. Business Ethics Quarterly, (02), 279. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.buetqu.v25y2015i02p279.282.00
  • Корпоративная социальная ответственность : учебник и практикум для вузов / В. Я. Горфинкель [и др.] ; ответственные редакторы В. Я. Горфинкель, Н. В. Родионова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 438 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11340-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450196 (дата обращения: 28.08.2023).
  • СТОРЧЕВОЙ МАКСИМ АНАТОЛЬЕВИЧ. (2009). Нормативная этика бизнеса: проблемы применения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ACCE51EC

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carroll, A. B. (1979). A Three-Dimensional Conceptual Model of Corporate Performance. Academy of Management Review, 4(4), 497–505. https://doi.org/10.5465/AMR.1979.4498296
  • Clarkson, M. E. (1995). A Stakeholder Framework for Analyzing and Evaluating Corporate Social Performance. Academy of Management Review, 20(1), 92–117. https://doi.org/10.5465/AMR.1995.9503271994
  • Crane, A., Palazzo, G., Spence, L. J., & Matten, D. (2014). Contesting the Value of “Creating Shared Value.” California Management Review, 56(2), 130–153. https://doi.org/10.1525/cmr.2014.56.2.130
  • Glen R. Hanson, Peter J. Venturelli, & Annette E. Fleckenstein. (2022). Drugs & Society: Vol. Fourteenth edition. Jones & Bartlett Learning.
  • Jenkins, H. (2009). A ‘business opportunity’ model of corporate social responsibility for small- and medium-sized enterprises. Business Ethics: A European Review, 18(1), 21–36. https://doi.org/10.1111/j.1467-8608.2009.01546.x
  • Kolk, A. (2016). The social responsibility of international business: From ethics and the environment to CSR and sustainable development. https://doi.org/10.1016/j.jwb.2015.08.010
  • Laszlo, C., & Zhexembayeva, N. (2011). Embedded Sustainability : The Next Big Competitive Advantage. Sheffield: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=760669
  • McWilliams, A., & Siegel, D. (2001). Corporate Social Responsibility: A Theory of the Firm Perspective. Academy of Management Review, 26(1), 117–127. https://doi.org/10.5465/AMR.2001.4011987
  • Meadows, D., Mesarovic, M., Pestel, E., & Chatfield, M. V. (1975). The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome’s Project on the Predicament of Mankind/Mankind at the Turning Point: The Second Report to the Club of Rome. Harvard Business Review, 53(4), 160. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=12326700
  • Nill, A. (2015). Handbook on Ethics and Marketing. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1016553
  • Non-financial Reporting: International Context, Russian Practice ; Нефинансовая отчетность: международный контекст, российская практика. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.54E568E0
  • Porter, M. E., & Kramer, M. R. (2011). Creating Shared Value. Harvard Business Review, 89(1/2), 62–77. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=56698455
  • Successful blue economy examples with an emphasis on international perspectives. (2019). https://doi.org/10.3389/fmars.2019.00261
  • Thomas Clarke, & Martijn Boersma. (2017). The Governance of Global Value Chains: Unresolved Human Rights, Environmental and Ethical Dilemmas in the Apple Supply Chain. Journal of Business Ethics, 1, 111. https://doi.org/10.1007/s10551-015-2781-3
  • БАТАЕВА, Б. С., ЧЕГЛАКОВА, Л. М., & МЕЛИТОНЯН, О. А. (2018). Социальная ответственность бизнеса в представлениях собственников и менеджеров малых и средних организаций России. Organizational Psychology / Organizacionnaâ Psihologiâ, 8(1), 13–52. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=129495383
  • Благов Юрий Евгеньевич, Кабалина Вероника Ивановна, Петрова-Савченко Анастасия Андреевна, & Соболев Игорь Светославович. (n.d.). Создание Ценности Для Бизнеса И Общества: Анализ Корпоративной Социальной Деятельности Российских Компаний. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fsozdanie-tsennosti-dlya-biznesa-i-obschestva-analiz-korporativnoy-sotsialnoy-deyatelnosti-rossiyskih-kompaniy
  • Братановский, С. Н., Антикоррупция: правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации : монография / С. Н. Братановский, М. Ф. Зеленов, Н. Н. Косаренко. — Москва : Русайнс, 2020. — 276 с. — ISBN 978-5-4365-2602-7. — URL: https://book.ru/book/934982 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Буянский, С. Г., Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент : учебное пособие / С. Г. Буянский, Ю. В. Трунцевский. — Москва : Русайнс, 2023. — 342 с. — ISBN 978-5-466-01871-4. — URL: https://book.ru/book/946908 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2014). Корпоративные этические кодексы в управлении российскими компаниями. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F24534CD
  • Комплаенс-программа организации - Черепанова В.А. - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - https://znanium.com/catalog/product/2002633 - 458238 - ZNANIUM
  • Сорокина, Н. Ю. Этика бизнеса : учебное пособие / Н. Ю. Сорокина. — Тула : ТулГУ, 2016. — 52 с. — ISBN 978-5-7679-3307-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/201215 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Трунцевский, Ю. В.  Антикоррупция и конституция. Мировые, региональные и национальные тенденции : монография / Ю. В. Трунцевский, А. К. Есаян ; под общей редакцией Ю. В. Трунцевского. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 481 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-12297-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518622 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Тимофеев Юрий Валерьевич
  • Чеглакова Людмила Михайловна